Минюст предлагает значительно усовершенствовать систему оказания бесплатной юридической помощи гражданам страны. Предполагается и корректировка системы оплаты труда адвокатов, работающих по назначению. Из-за кризиса у государства перед ними уже накопились миллионные долги.
Минюст опубликовал руководство для региональных властей по оказанию бесплатной юридической помощи населению. Ведомство Александра Коновалова подчеркивает, что проект подготовлен с опорой на позицию Совета Европы и «это своего рода пошаговая инструкция по выяснению, существуют ли в регионе лица, не обеспеченные юридической помощью».
В документе указаны и конкретные проблемы. Например, низкий уровень оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, предлагается решать с помощью «ориентирования на минимальные тарифы, утвержденные региональной палатой адвокатов исходя из средней стоимости юридических услуг».
В Минюсте на эту тему готовится еще и отдельный проект, в котором будут учтены предложения Федеральной палаты адвокатов (ФПА). Ранее глава ФПА Юрий Пилипенко заявил, что большинство государственных защитников живут на грани бедности. При этом около 70% всех адвокатов бесплатно работают для граждан. За день участия в процессе по делу им выплачивается всего 550 руб. За весь уголовный процесс такой защитник получает в среднем не более 10 тыс. руб. Однако даже эти деньги перестают платить.
На сегодняшний день средства разбросаны по различным строкам ведомственных бюджетов, что расходной дисциплине не способствует. В результате за прошлый год государство задолжало адвокатам по назначению более 454 млн руб. Часть долга приходится сейчас погашать за счет денег, выделенных из казны на оплату труда адвокатов уже в текущем году.
«По информации из отдельных регионов, бюджетные средства на 2017 год выделены с заведомым дефицитом. Данные обстоятельства дают основания прогнозировать недостаток бюджетных средств на оказание гражданам квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве по назначению и оплату труда адвокатов к середине текущего года», – говорится в письме ФПА.
Там предложили восстановить целевое бюджетное финансирование, которое было прекращено в 2014 году, повысить ставки оплаты защиты по назначению, их дифференциацию с пропорциональным увеличением в предусмотренных случаях, в том числе за работу в выходные и праздничные дни и за пределами нормального рабочего времени. А также учитывать при формировании госбюджета реальные ежегодные расходы правоохранительных органов и судов на оплату труда защитников. «Увеличить размер бюджетного финансирования расходов на оказание юридической помощи малоимущим лицам – до уровня, равного как минимум 1/3 бюджетных расходов на оплату труда судей общей юрисдикции», – настаивает ФПА.
Сами адвокаты пишут обращения к властям с требованием повысить свой оклад до уровня не меньше 3 тыс. за день участия в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве. Как альтернативу – они предлагают перевести их на почасовую оплату с минимальной ставкой вознаграждения не менее 500 руб. в час. Как оказалось, их вознаграждение ниже, чем у других участников уголовного судопроизводства. Например, переводчики получают более 1 тыс. за процесс. А размер ежемесячного дохода судьи и вовсе в 21 раз превысил доход адвоката по назначению.
Минюст, в свою очередь, заявил о «противоречивости» системы: порой из-за всех сложностей оплата труда защитников по назначению ложится на бюджет правоохранительной системы. Отсюда, кстати, и возникают зависимость адвокатов от силовиков и такое понятие, как «карманные адвокаты». При этом примерно 80% всех уголовных дел сопровождается адвокатами по назначению.