Липецкий депутат Олег Хомутинников доселе был известен только как активный член ЛДПР. Фото с сайта www.lroldpr.ru
Движение «Открытая Россия» (ОР) Михаила Ходорковского занимается не только подготовкой к акции протеста 29 апреля. Как стало известно «НГ», в ОР вступил депутат Заксобрания Липецкой области от ЛДПР Олег Хомутинников. Активную работу в ОР разворачивает и председатель удмуртского «Яблока» Тимофей Клабуков. То есть Ходорковский вернулся к стратегии начала нулевых – тогда верные ему люди действовали во всех крупных политструктурах.
В соцсетях разворачивается флешмоб – пользователи добавляют на свои страницы фотографии политиков, включая и первых лиц государства, лица которых перечеркнуты желтой лентой с надписью «Надоел».
Работает даже специальный сервер, где таким образом можно смонтировать и самого Ходорковского.
Насколько же массовой получится акция, намеченная ОР на 29 апреля, сказать пока сложно. Впрочем, ее подготовка проходит на фоне реальной экспансии движения в регионы, что ранее и обещал экс-глава ЮКОСа.
События, кстати, напоминают времена начала нулевых годов – тогдашняя ОР занималась буквально всеми общественными проблемами, а самого олигарха, как известно, подозревали и в скупке действующих депутатов парламента, и в активном продвижении своих людей в руководящие структуры всех крупных партий. Вот и теперь, как стало известно «НГ», в движение вступил действующий депутат Липецкого облсовета Олег Хомутинников. Корреспонденту «НГ» он рассказал, что решение о присоединении к Ходорковскому «коллегиальное» – вместе с ним в ОР идут еще два члена координационного совета реготделения ЛДПР.
Кстати, в этой партии он вовсе не новичок – состоит с 2009 года, избирался депутатом муниципальных советов, а потом и регионального парламента. В центральном аппарате ЛДПР пока не знают о решении Хомутинникова, он же подчеркивает, что сам выходить из партии не планирует, поскольку уставу ЛДПР членство в общественном движении не противоречит. «Я иду не за финансированием. ОР в моем понимании – это движение, выступающее за европейский путь развития для России. У ЛДПР ответа на вопрос о будущем страны через пять–десять лет нет. Если в партии меня будут критиковать за то, что я выступаю за базовые демократические ценности, это будет печально», – заявил он.
На вопрос же «НГ» о том, почему он решил присоединиться к демократам только сейчас, Хомутинников сказал, что избирателям, по его мнению, не так важно, какую политическую силу представляет депутат, гораздо важнее, что он делает и какие законы вносит.
В ОР между тем появился и первый действующий яблочник – глава удмуртского отделения Тимофей Клабуков. Он уже возглавил структуру ОР в Удмуртии, причем с ним, так же как и с Хомутинниковым, пришли и несколько действующих членов партии, включая и члена совета реготделения «Яблока» Михаила Назарова.
«Мне позвонили ребята из ОР, мы встретились, пообщались – идея создать сильное оппозиционное движение мне понравилась. У «Яблока», к сожалению, недостаточно ресурсов для развития региональных отделений. У меня, например, есть своя интернет-газета «Стриж», которую ОР пообещала поддерживать, равно как и другие проекты». Как пояснил Клабуков, сейчас оппозиция в республике разрознена: «Кто-то за Ходорковского, кто-то за Навального, кто-то за ПАРНАС или «Яблоко». Мне бы хотелось собрать всех под одним крылом, которым и может стать отделение ОР».
Собеседник «НГ» планировал совмещать руководящие посты и в ОР, и в «Яблоке», однако партия не согласилась. Пресс-секретарь «Яблока» Игорь Яковлев сказал «НГ», что в конце апреля федеральное бюро рассмотрит вопрос об исключении тех, кто пошел в ОР. Клабуков подтвердил, что ему уже предложено добровольно уйти с поста, что он и собирается сделать.
Как отреагируют в ЛДПР на присоединение однопартийца к несистемной оппозиции, пока неизвестно, однако вряд ли позитивно. По стечению обстоятельств ровно 14 лет назад, 7 апреля 2003 года, Ходорковский заявил СМИ, что собирается финансировать СПС и «Яблоко», а его соратники будут давать деньги коммунистам. Однако у власти на этот счет было другое мнение, против бизнесмена как раз началось уголовное преследование.
После выхода на свободу Ходорковский собрал в рамках воссозданной ОР представителей уже всех политструктур. Сейчас там есть действующие и бывшие депутаты почти всех парламентских партий, за исключением КПРФ, много членов ПАРНАСа, а число рядовых яблочников, сотрудничающих с ОР, источники «НГ» оценивают в сотню человек.
По мнению первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, если в 2003 году целью Ходорковского была максимизация представительства в парламенте связанных с ним сил, то сейчас речь идет об инвестициях в будущее. «Тогда он не влиял на идеологию политструктур, и у тех, кто получал от него финансирование, не было проблем. Сейчас ситуация иная – сотрудничество с Ходорковским чревато огромными рисками и не сулит мгновенную выгоду», – заключает эксперт. Как считает Макаркин, Ходорковский, собирая под свое крыло представителей разных политических течений, демонстрирует, что у оппонентов власти на самом деле гораздо больше общего, чем различий.