Председатель ВС России Вячеслав Лебедев рекомендует судам быть аккуратнее с арестами. Фото со страницы Верховного суда в Flickr
Количество осужденных в стране увеличилось, но следователи все-таки стали реже просить о заключении под стражу. В разы выросло число отпущенных под залог, на треть – назначение домашнего ареста. Судебный департамент при Верховном суде (ВС) подвел статистику за первую половину 2016 года. Выявилась тревожная тенденция – в особом порядке, то есть без полноценного разбирательства, рассматривается уже около 70% всех дел.
По данным Судебного департамента, количество рассматриваемых судами дел увеличилось за первое полугодие 2016-го на 6%. Количество осужденных выросло на 11%, достигнув уровня в 400 с небольшим тысяч человек.
Половина из них получила приговор за преступления небольшой тяжести. То есть под суд у нас по-прежнему попадают те, которые имели глупость украсть по мелочи, а вот денег на адвоката не имели. Впрочем, к реальному лишению свободы приговорены лишь 109,3 тыс., то есть примерно 30%.
При этом около 70% всех дел было рассмотрено в особом порядке – на основании признания человеком собственной вины и без дополнительных исследований доказательств и показаний свидетелей. Данный показатель демонстрирует постоянный рост. Это плохо, если смотреть на ситуацию в контексте соблюдения права человека на квалифицированную юридическую помощь, но хорошо, если иметь в виду проблему излишней нагрузки на судебную и правоохранительную системы.
Следствие настаивало на аресте более 70 тыс. человек. И судьи по-прежнему удовлетворяют 90% такого рода ходатайств. Но есть, согласно статистике, и положительные тренды. Вместо заключения под стражу суды стали назначать более мягкие виды пресечения. На треть выросло применение домашнего ареста – за полгода под него отправились 2,9 тыс. человек – почти на 37% больше, чем в первой половине 2015-го. Денежный залог вообще стал применяться в четыре раза чаще, впрочем, он был избран всего-то для 723 человек.
Эксперты, конечно, обратили внимание на малозаметность этих позитивных изменений. По словам руководителя уголовной практики юридической компании «BMS Law Firm» Тимура Хутова, СИЗО по-прежнему переполнены, так что пока питать иллюзий о гуманизации правоприменения не стоит. Адвокат напомнил: «Следствие предпочитает выходить с ходатайствами об аресте даже по делам о преступлениях средней тяжести. Часто это оказывается фактором психологического давления на обвиняемых, чтобы обменять выгодные следствию показания на более мягкую меру пресечения».
Указал Хутов и на такую тенденцию – нередки случаи, когда судья уже в ходе судебного разбирательства исправляет ошибки следователя «и наполняет доказательственную базу именно аргументами обвинения, отвергая при этом доказательства защиты». Чтобы переломить данную тенденцию, считает он, нужно существенно разбавить судейскую среду выходцами из адвокатского сообщества.
По словам советника Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Сергея Насонова, никаких структурных изменений в работе судебной системы, которые могли бы повлиять на снижение числа осужденных, за первое полугодие, похоже, не произошло. В том числе и потому, что более широкое применение суда присяжных отложено на 2018 год. Вице-президент ФПА Андрей Сучков убежден, что высокий показатель уголовных дел в особом порядке является «тревожным фактором»: «Нередко это является компромиссом и альтернативой вынесению оправдательного приговора, а также показателем недоверия к судебной власти. Получается, что человек пытается выйти из репрессивного механизма с меньшими потерями, даже путем признания себя виновным в обвинении, с которым не согласен».
«Нельзя не пройти мимо статистики применения особого порядка по уголовным делам – более 70% дел. То есть людей отправляют за решетку, даже не рассмотрев доказательств их виновности или невиновности, не заслушав никаких свидетелей, не проведя никаких дополнительных следственных действий», – заявил «НГ» адвокат Виталий Ревзин.
«Судебная статистика производит весьма тягостное впечатление», – в свою очередь, заключил адвокат Владимир Постанюк. По его словам, несмотря на вроде бы начавшуюся либерализацию мер пресечения, к которой давно призывает, например, председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, пока все изменения незначительны. И действительно, доля помещенных под домашний арест или отпущенных под залог обвиняемых составляет лишь 5%. А рост числа осужденных заметно опережает увеличение количества судебных дел. «Предельно же высокий показатель рассмотрения дел в особом порядке свидетельствует о том, что большинство обвиняемых не видит перспектив в полемике с прокурором в зале суда. Каждый четвертый обвинительный приговор оборачивается для граждан реальными сроками», – отметил адвокат.
«Увеличение числа осужденных россиян на первое полугодие 2016 года на 11% лишь подтверждает сохранение ориентации на вынесение обвинительных приговоров», – подчеркнул адвокат Сергей Бородин. Выход он видит в декриминализации преступлений небольшой тяжести. «Суды остаются своего рода конвейером по приданию законности обвинительным заключениям следователей. Практически перестали возвращать дела прокурорам, все узаконивают сами, несмотря на явную дефектность доказательственной базы», – заявил «НГ» адвокат Виктор Паршуткин.