Российские адвокаты решили навести порядок в собственной корпорации. Фото Александра Артеменкова/PhotoXPress.ru
Федеральная палата адвокатов (ФПА) разработала стандарты деятельности защитников в ходе уголовного процесса. Например, их обяжут обжаловать пожизненные приговоры даже без согласия клиентов. Последним также будет проще пожаловаться на недобросовестных, а также «карманных адвокатов» из числа назначенных государством бесплатных юристов.
Документ, имеющийся в распоряжении «НГ», указывает, когда адвокат по назначению вправе или не вправе вступить в дело. К примеру, «нельзя вмешиваться в процесс против воли подзащитного, если у того уже есть защитник». В ФПА надеются, что соответствующие нормы затруднят навязывание гражданам пресловутых «карманных адвокатов», сотрудничающих с правоохранительными органами.
В проекте также говорится, что адвокат по назначению может вступить в дело, «если нанятый обвиняемым адвокат в течение пяти суток не может принять участия в запланированных следственных действиях или судебных заседаниях». Но даже и в этом случае клиент будет вправе письменно отказаться от назначенного юриста. «К сожалению, есть адвокаты, для которых сотрудничество со следователем дороже защиты интересов клиента. Такой защитник, например, подписывает «нужные» протоколы, – говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев. – Уверен, после утверждения предлагаемого стандарта понятие «карманный адвокат» исчезнет из юридического лексикона».
По мнению Леонтьева, не менее полезен и пункт об обязанности адвоката согласовывать все свои действия с доверителем. Сейчас между ними зачастую возникают споры о качестве правовых услуг. В помощь клиентам документ вводит четкие критерии – к примеру, «все ли было согласовано с клиентом, обжаловал ли адвокат решения следователя, заявлял ли необходимые ходатайства». Если адвокат работал формально и на него поступила обоснованная жалоба, речь может пойти и о лишении статуса.
«Важно, что проект делает бесполезным давление на адвоката со стороны правоохранительных органов и суда, ведь защитник не будет отходить от норм, прописанных в стандарте, чтобы не получить такое жесткое взыскание», – отметил партнер юридической фирмы ЮСТ Александр Боломатов. По его словам, стандарты будут утверждены на федеральном уровне для всех палат и адвокатов, а у подзащитных действительно появится понимание «надлежащего поведения адвоката в ряде сложных ситуаций».
Адвокатские стандарты для уголовного судопроизводства принимаются впервые, пояснили «НГ» в ФПА. Их планируют утвердить на предстоящем весной 2017 года Всероссийском съезде адвокатов. После чего они станут частью корпоративного кодекса этики. В ФПА подтвердили, что стандарты будут носить обязательный характер, за нарушения предполагается дисциплинарная ответственность.
В проекте, кстати, есть и требование к адвокату «бороться за своего клиента до последнего» и в ряде случаев даже вопреки желанию последнего: «Приговор, по которому назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни, защитник должен обжаловать обязательно, вне зависимости от усмотрения подзащитного». В остальных случаях адвокату придется действовать тоньше – к примеру, если он видит, что клиент, возможно, намеренно оговорил себя, скажем, под давлением, то защитник сначала должен попытаться его переубедить. Однако все равно «в указанных исключительных случаях решение об обжаловании приговора может приниматься защитником самостоятельно в зависимости от конкретных обстоятельств дела».
При этом адвокат сможет и отказаться от участия в следственном или судебном действии. «Как поступить, если судья грубо переступает закон и не реагирует на возражения защиты? Или демонстративно отклоняет ходатайства и заявления защитника, допускает предвзятые высказывания в его адрес. В этих случаях проект предлагает разрешить адвокату временно приостановить участие в судебном заседании», – рассказал «НГ» доцент кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. Кутафина Сергей Насонов. Это не будет признаваться отказом от защиты, подчеркивает эксперт, «поскольку допущенное судьей нарушение лишает адвоката голоса, делает его статистом, который своим присутствием лишь легитимизирует происходящее».