Фото Reuters
Кампания против ограничений свободы слова в Интернете разрастается. Правозащитная организация «Комитет за гражданские права» (КГП) выступила за изменения соответствующих норм уголовного законодательства. Например, по информации «НГ», предлагается проводить любые блокировки только по приговору суда присяжных. Чтобы как можно меньше людей привлекалось к ответственности за лайки и репосты, КГП требует установить для судов обязанность получать специальную общественную экспертизу.
По мнению экспертов КГП, попытки властей ограничить распространение неправомерного контента в Сети, в общем-то, провалились. И теперь вместо борьбы с настоящими нарушителями и разного рода радикалами растет количество уголовных дел, связанных с неосторожными выступлениями в блогах, репостами чужих высказываний и даже обычными лайками, то есть положительными оценками той или иной публикации.
Напомним, что этим летом Совет по правам человека ООН принял резолюцию о защите прав человека в Интернете. Среди основных положений документа – право на свободу выражения мнений во Всемирной сети и равнозначность прав человека в виртуальной среде и реальном мире. Резолюция, кстати, «безоговорочно осуждает» блокировки и другие меры, ограничивающие доступ к Интернету. Таким образом, эксперты КГП подготовили для российских властей такие рекомендации, которые направлены на выполнение данной резолюции.
В документе, по информации «НГ», говорится, например, о том, что уголовная ответственность за призывы к совершению преступления через Интернет, конечно, допустима, однако «максимальная ответственность за такое преступление не может быть строже одной пятой максимального размера санкции уголовного закона». Естественно, кроме тех случаев, когда в результате таких призывов действительно наступили тяжкие последствия.
Правозащитники также настаивают на том, чтобы предусмотреть «исключительно судебный порядок рассмотрения вопросов блокировки сайтов» либо привлечения к уголовной ответственности за публикации в Интернете. Причем с обязательным привлечением в состав суда присяжных заседателей. Отдельное внимание уделено наказаниям за перепосты чужих текстов. «Обратить внимание правоприменителей на недопустимость привлечения к ответственности лиц, которые добросовестно заблуждались относительно достоверности публикуемой информации», – говорят в КГП.
Еще одно предложение – создать институт общественных экспертов «по свободе слова в Интернете» при аппарате уполномоченного по правам человека в РФ. Заключения этих специалистов должны стать обязательными в ходе рассмотрения уголовных дел, убеждены правозащитники.
Как известно, тенденция роста часто неоправданных ограничений сетевой свободы слова в России отмечается экспертами с 2014 года. Напомним, что официально эти действия оправдываются необходимостью бороться с экстремизмом. Основной инструмент такой борьбы – антиэкстремистские статьи Уголовного кодекса (УК) и Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).
Например, по последним данным информационно-аналитического центра «Сова», «в 2015 году за онлайн-высказывания, признанные экстремистскими, было вынесено около 194 приговоров (в 2014-м – 138). Число лиц, приговоренных к реальным срокам заключения за нарушение антиэкстремистского законодательства в Интернете, серьезно выросло за год: с 18 до 43 человек. Из них 16 человек были приговорены только «за слова».
По мнению руководителя КГП, члена президентского Совета по правам человека (СПЧ) Андрея Бабушкина, «механизмы исправления всех недостатков и злоупотреблений в Сети следовало бы искать в первую очередь в культурной сфере, а не среди уголовных и административных мер воздействия на пользователей». В нынешних нормах УК и КоАПа, по словам Бабушкина, не хватает конкретики – нет четких критериев оценки на экстремизм тех или иных материалов из Сети.
Только что принятый «пакет Яровой», уверены эксперты КГП, сделал общение в Интернете еще более опасным и дискомфортным. По сути дела, следователи получают своего рода карт-бланш на слежку в Сети. А это, в свою очередь, создает угрозу «искусственной фабрикации уголовных дел путем искусственной подборки текстов, подтверждающих версию следствия о причастности лица к совершению преступления».
В результате, настаивают правозащитники, многие интернет-пользователи начнут применять вымышленные имена и использовать те ресурсы, которые неподконтрольны российским властям. А вот интернет-издания перестанут публиковать острые или дискуссионные материалы, чтобы избежать обвинений в экстремизме.