Сидящего в СИЗО Ильдара Дадина заподозрили в экстремизме. Кадр из видео YouTube
Активисту Ильдару Дадину, отбывающему срок по пикетной статье 212.1 Уголовного кодекса (УК) за неоднократное нарушение правил проведения митингов, похоже, грозит новое дело. Теперь по экстремистской статье 282 – за «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», которые он мог совершить через свой аккаунт в Facebook.
Как пояснила «НГ» жена Дадина Анастасия Зотова, в столичном Басманном межрайонном следственном отделе (МРСО) ей подтвердили, что есть дело по статье 282 УК, связанное с ее мужем. Как оказалось, «по итогам мониторинга Басманной прокуратуры были обнаружены признаки нарушения закона в записях Facebook от 2014 года». Подозрительный аккаунт вроде бы зарегистрирован на имя Дадина, однако действительно ли это так, пока доподлинно неизвестно.
По словам Зотовой, статус ее супруга по новому делу также пока не ясен: «В руководстве СИЗО-4 мне говорят, что он – подозреваемый, в канцелярии СИЗО – обвиняемый, следователь Александр Александров говорит, что свидетель, а в разрешении на свидание написана странная формулировка – «числящийся за Басманным следственным отделом». В общем, она опасается, что вскоре Дадин станет подозреваемым, а потом и обвиняемым.
По информации же адвоката Алексея Липцера, пока Дадин проходит по новому делу свидетелем, потому что оно возбуждено по факту, а не против того. Впрочем, сам же Липцер сказал, что раз его подзащитный является единственным фигурантом этого дела, то скорее всего в дальнейшем обвинение будет предъявлено именно ему.
Адвокат также сообщил, что хотя Дадин был допрошен в качестве свидетеля еще 7 июля, но до сих пор непонятно, о каких записях и о каком аккаунте идет речь. «Следователи на допросе его спрашивали: имеется ли у него страница в Facebook и какой у нее адрес? Спросили его и прямо – мол, могли ли его записи оскорбить чьи-то чувства?» – рассказал Липцер.
Защита Дадина, кстати, в ближайшее время собирается подавать прошение на условно-досрочное освобождение (УДО). Адвокат не исключил, что теоретически новое дело может быть связано с этим. Если Дадину вынесут новый приговор, то на УДО он не сможет рассчитывать. Зотова, однако, уточнила, что ее муж мог бы подавать на УДО, если бы он наконец доехал до колонии, куда его до сих пор так и не отправили.
«Сам Дадин считает, что новое дело – политический заказ власти, его хотят заставить отказаться от своих убеждений и той деятельности, которой он занимался до ареста», – заявил адвокат. Зотова назвала дело по статье 282 местью за то, что Дадин не стал молчать, попав за решетку. «Судя по номеру дела, оно было заведено не так давно, но при этом речь идет о старых записях. Вряд ли сотрудникам прокуратуры нечего делать, и они весь день читают старые записи в Интернете. Скорее всего хотят оставить Ильдара в тюрьме на длительный срок», – подчеркнула она.
Активист Марк Гальперин, которому дело по пикетной статье еще только примеряют, считает, что Дадин расплачивается за строптивость и сопротивление государственной машине: «Наверху, видимо, решили, что маловато дали – год он отсидел под домашним арестом, а в тюрьме лишь полтора». Напомним, что Дадин получил два с половиной года лишения свободы, его срок истекает в августе 2017-го. По приговору же за экстремизм ему может грозить еще до четырех лет тюрьмы.