Правозащитники проверили Лефортово и сделали ФСБ много замечаний. Фото РИА Новости
Президентский Совет по правам человека (СПЧ), по информации «НГ», подготовил свои предложения к концепции развития до 2020 года уголовно-исполнительной системы страны. Правозащитники утверждают, что реформы в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) пробуксовывают.
В поправках СПЧ есть, например, требование ввести дополнительное поощрение осужденных за «тягу к исправлению». Уменьшать срок наложенных на них взысканий можно было бы за прочтение рекомендованных книг, прохождение реабилитационных курсов, «прочие активные действия, направленные на достижение целей наказания».
В совете настаивают и на улучшении бытовых условий зэков – например, чтобы каждому выделялось «по 15 минут для помывки», а не всей камере, как сейчас. Советуют там и дать сидельцам право на пользование электронными устройствами, но без выхода в Интернет.
Что же касается труда осужденных, то в поправках СПЧ говорится, что оплата тех, кто не выполняет нормы выработки, не может быть ниже той доли МРОТ, которая пропорциональна процентам выполненной работы. То есть чтобы людей не наказывали в соответствии с традициями ГУЛАГа.
По мнению правозащитников, отбывать наказание граждане должны лишь вблизи своего места жительства, чтобы родственники могли их навещать и передавать посылки.
Настаивают они и на необходимости пересмотреть правила бесед заключенных с членами общественных наблюдательных комиссий (ОНК). Сегодня в законе есть лазейки, позволяющие не пускать наблюдателей в камеры.
В документе говорится и о том, чтобы обязать сотрудников уголовно-исполнительной системы изучать правовые основы прав человека и подтверждать свои знания, например, тестированием.
По словам правозащитников, за последние годы реформа ФСИН стала заметно пробуксовывать. Большинство заключенных находятся в тяжелом положении: у них отсутствует доступ к своевременной медпомощи и полноценной трудовой деятельности. Издевательства же со стороны тюремщиков принимают все новые – более изощренные – формы. Скажем, в СПЧ и ОНК приходит множество жалоб на вымогательство денег и избиения для профилактики.
Замечания у правозащитников нашлись и к СИЗО № 2, более известному как Лефортово. Конечно, ФСБ, по чьему ведомству этот изолятор проходит, марку старается держать, но это не всегда получается. «НГ» выяснила подробности его недавнего посещения у членов столичного ОНК.
Находящемуся в Лефортово губернатору Кировской области Никите Белых, по их словам, после встречи с адвокатом запрещают свидания с женой и братом. «Белых написал более 15 заявлений, однако ни одного ответа не получено. Следователь ссылается на 30-дневный срок обращения», – говорится в отчете общественников.
Заключенным лишь изредка позволяют заказывать продукты через интернет-магазин. Адвокаты лишены возможности своевременно попасть к своим клиентам, например, были случаи, когда они ждали по четыре дня. Врачи посещают заключенных только по заявлению последних. Бывший глава службы безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин, отбывающий в Лефортово пожизненный срок, и вовсе сидит в жаркой камере в зимних меховых ботинках.
По итогам своего визита члены ОНК пришли к выводу, что администрация изолятора не решает важные вопросы защиты прав человека, а внутренние регламенты заведения подлежат корректировке.
А СПЧ рекомендовал администрации «обеспечить зэкам еженедельный профилактический обход врачом», а в случае голодовки – ежедневный. Продлить срок окончания работы кабинетов для встреч с 17.45 до 20.00 и открыть их в выходные и праздничные дни. «Предусмотреть отдельную очередь для «экспресс-свиданий», когда адвокат заходит на свидание на короткий срок. Предоставить подозреваемым и обвиняемым возможность более часто приобретать продукты питания и предметы первой необходимости. А также держать обвиняемых на прогулке более часа только по их заявлениям», – настаивают правозащитники.