Властям Северной столицы патриотические агиткубы милее либеральных. Фото из группы НОД Спб в «ВКонтакте»
Участники проекта Михаила Ходорковского «Открытые выборы», поддерживающего кампанию группы оппозиционных кандидатов в Госдуму, по информации «НГ», готовят жалобы на «Единую Россию». В Тамбове выдвиженца партии власти Александра Жупикова поймали на колбасной агитации. Властям Петербурга предъявлена претензия в связи с двойными стандартами при согласовании агитационных кубов. Была также попытка уличить столичных единороссов в незаконной агитации.
Палатки и мини-магазины, рекламирующие бренд «Жупиков» и одновременно фамилию кандидата в депутаты Госдумы от «Единой России» Александра Жупикова, появились сейчас по всему Тамбову.
При этом установлены они в очень короткие сроки и, как утверждают местные СМИ, иногда с помощью замены вывесок на тех колбасных киосках, которые ранее работали под другими брендами.
Происходящую экспансию местные жители уже активно обсуждают в соцсетях и выкладывают там снимки все новых и новых торговых павильонов. «Всю улицу Куйбышева заставили, теперь полезли в сквер им. Володарского. Интересно, город разрешение давал?» – задается вопросом тамбовец после публикации фото очередного киоска «Жупиков».
При этом те же местные ресурсы указывают, что в администрации города вроде как опровергли выдачу разрешений на установку новых торговых точек, что не производится якобы уже с 1 марта 2016-го. «После этого мы ничего не выдавали. Пока все, что появляется в городе, – это в большинстве своем незаконные торговые точки», – цитирует комментарий властей сайт «Новый Тамбов».
На пикантную ситуацию уже обратили внимание конкуренты Жупикова. По сведениям «НГ», одним из первых о намерении выяснить суть дела сообщил выдвиженец от ПАРНАСа Александр Жилкин. «Масштабная установка торговых точек, на которых фигурирует фамилия кандидата в депутаты Госдумы, за несколько месяцев до выборов – это весьма смахивает на косвенную предвыборную агитацию, – заявил «НГ» руководитель проекта «Открытые выборы» Тимур Валеев. – В связи с этим мы намерены подать жалобу в Центризбирком».
Электоральный юрист Евгений Порошин объяснил «НГ», что перспективы у такой жалобы есть. «В данном случае идет использование имени кандидата в коммерческой рекламе. Это допускается, но лишь в том случае, когда такая реклама оплачена из избирательного фонда». Правда, по словам юриста, речь о снятии с предвыборной гонки может идти только в том случае, если выяснится, что на такую «рекламу» вне фонда было потрачено более 2 млн руб.
В Санкт-Петербурге оппозиционные кандидаты выявили еще более заметное неравенство в предвыборной борьбе. «Получается так, что нашим кандидатам в Заксобрание под самыми разными предлогами администрация районов отказывается согласовывать агитационные кубы, используемые при сборе подписей», – подтвердил Валеев эту тенденцию, о которой уже писала «НГ». Как сообщалось ранее, формулировки для отказа используются самые экзотические – вплоть до того, что пикет, мол, повысит социальное напряжение (см. «НГ» от 07.07.16). Однако в «Открытых выборах» заметили, что их политическим противникам, например Национально-освободительному движению (НОД), регулярно согласовывают кубы как раз в тех самых местах и районах, где отказывают оппозиционерам.
«Мы считаем, что речь идет о нарушении прав наших кандидатов, и намерены также обратиться с жалобой, – пояснил Валеев. – Начнем с подачи претензии в администрации петербургских районов, поощряющих показное неравноправие».
В «Открытой России» Михаила Ходорковского также обнаружили, что ЕР, похоже, нашла способ не подпадать под действие закона, запрещающего использовать в агитматериалах образы тех людей, которые не являются кандидатами, – скажем, президента Владимира Путина. Напомним, что с данной инициативой вышла как раз сама партия власти и сейчас этот запрет уже действует. Тем не менее газета со всеми признаками агитационного издания, но с огромным портретом Путина сейчас активно распространяется по почтовым ящикам москвичей.
Речь идет о партийной газете «Столица «Единой России» с тиражом в 1 млн экземпляров. Дата выхода номера в свет – 12 июля. На последней странице есть и указание на то, что стоимость размещения в газете предвыборных материалов – 53 690 руб. за 1/12 полосы. Информация о тираже отсутствует.
Как пояснил Порошин, данное издание в принципе под действие нового закона не подпадает. Ведь это не предвыборный материал, а официально зарегистрированное СМИ, да к тому же согласное печатать информацию о различных партиях и кандидатах. «Поскольку там указаны расценки за публикацию, то гипотетически к газете с предложением о размещении собственной агитации могут обратиться и оппоненты ЕР. И редакция – теоретически – не имеет права им отказать», – сказал «НГ» эксперт.
Понятное дело, что на практике такой вариант маловероятен, хотя кандидаты Ходорковского, выступающие в роли своего рода санитаров леса, вполне могли бы его попробовать. Что же касается ситуации в целом, то ведь полноценные СМИ есть не только у ЕР, но и у других партий. Так что если у каких-то политструктур есть нужда в том, чтобы обойти закон об образах, то самое время оживить эти свои издания.