Фото пресс-службы ВС РФ
Верховный суд (ВС) России обещает продолжить работу по либерализации уголовного законодательства. Судьи остались недовольны качеством закона, который получился после корректировки их первоначальной инициативы. Отклоненные парламентом нормы будут предложены заново. Однако, по данным «НГ», немалая часть юридического сообщества сомневается, что власти пойдут на реальную гуманизацию правоохранительной и судебной систем.
Как известно, председатель ВС Вячеслав Лебедев заявил, что попытка декриминализации большого количества статей Уголовного кодекса (УК) будет повторена. Напомним, что Госдума прописала в законе либерализацию в гораздо меньшем объеме, чем предлагал ВС. Причем наиболее принципиальные моменты были скорректированы или вовсе исчезли из проекта, который несколько раз публично поддерживал президент Владимир Путин.
ВС обещает внести в Госдуму отвергнутые ею нормы еще раз, чтобы новые депутаты проанализировали их более внимательно. К примеру, предложение ввести в УК понятие «уголовно наказуемый проступок». «Это не преступление, это ниже, но это и строже административного наказания», – напомнил Лебедев. Необходимость декриминализации ВС объясняет изменением структуры преступности – в настоящее время количество преступлений небольшой тяжести уже превысило 45% от всех дел. В 2000 году их было не более 15%. Суды сегодня перегружены именно такими мелкими делами. Перенос же ряда статей УК в сферу административного права и частично разгрузит судебную систему, и, главное, уменьшит количество имеющих судимость людей – до 300 тыс. в год.
Однако в юридическом сообществе, принципиально поддерживая курс ВС, похоже, все-таки сомневаются, что его усилия приведут к результату. Например, в Федеральной палате адвокатов (ФПА) замыслы ВС повторно внести свой законопроект назвали «несбыточной мечтой». В ФПА напомнили «НГ», что попытки либерализации уголовного права ведутся не первый год. Однако на деле они не столько провалились, сколько потом интерпретировались правоприменителями. Но еще хуже, что система стала действовать жестче и циничней.
Так что неудивительно, отметил адвокат Виктор Паршуткин, что, рассматривая законопроект ВС, депутаты убрали из него немало здравых идей. Например, декриминализацию спорной статьи УК об угрозах убийством. Чаще всего, по словам Паршуткина, она используется «для сведения личных счетов», но вот привлекаются по ней тысячи человек.
Кроме того, законодатели даже не стали обсуждать инициативу ВС, связанную с возвратом того имущества, которое перестает быть вещественным доказательством. «В ходе обысков следователи изымают большие суммы денег, драгоценности, машины. Нередко все это куда-то исчезает, а иногда возвращается законному хозяину за взятку», – пояснил адвокат. По его мнению, нельзя говорить о либерализации, пока в УК остаются коррупционные статьи.
Тем не менее в ФПА раскритиковали предложение ВС об «уголовно наказуемом проступке». Советник ФПА Сергей Бородин напомнил, что его планируется применять для обозначения «впервые совершенного деяния, формально содержащего признаки преступления, отнесенного к категории преступлений небольшой тяжести, но не влекущего за собой уголовного наказания». Эксперт сомневается, что суды будут реализовывать это на практике. Адвокаты полагают, что есть более простой способ декриминализации преступлений небольшой тяжести. В частности, перевод их в разряд административных правонарушений при сохранении уголовной ответственности за их повторное совершение.
Партнер юридической фирмы «ЮСТ» Александр Боломатов проблемы с процессом гуманизации увидел в том, что законодатели начали ее с «косметического ремонта». Они зациклились на сроках, в то время как общество требует создать условия неотвратимости наказания. Федеральный судья Дмитрий Новиков сказал «НГ», что понимает, в чем заинтересованность ВС: «Судьи мечтают работать в спокойном режиме, без аврала». Однако, уверен он, палочная система, действующая в правоохранительных органах, этого им не позволит, потому что от судей требуют приговоров как подтверждения эффективности работы силовиков.
Что же касается позиции властей в этом вопросе, то и тут у Новикова есть сомнения: «Полагаю, что всегда политически выгодно иметь больше возможностей для уголовного преследования граждан в качестве одного из способов ограничения их свобод. Сроки следствия у нас могут продлеваться бесконечно, так что за самое незначительное преступление человек может быть ограничен в правах на десятилетия».