Здесь могла бы быть реклама несистемной оппозиции. Фото PhotoXPress.ru |
В Северной столице у ПАРНАСа, по информации «НГ», возникли большие проблемы с размещением наружной агитации. Под тем предлогом, что рекламных площадей нет, в конкретных местах оппозиции отказывают. Однако затем те же билборды оказываются свободными для кандидатов от «Единой России». Эксперты отмечают, что такое будет происходить по всей стране, события в Питере – это всего лишь старт предвыборной гонки.
Сопредседатель петербургского отделения ПАРНАСа Андрей Пивоваров сообщил «НГ», что планировал разместить билборды в Красногвардейском и Калининском районе одномандатного округа № 214, по которому он баллотируется. На них должно было быть его имя, название партии и слоган «На стороне людей». По его словам, свободные площади он запросил у «Реклама-Центра» – одного из крупнейших операторов наружной рекламы Петербурга. «Я представился кандидатом от ПАРНАСа, назвал районы – и после короткой консультации с руководством менеджер заявила, что мест для нас у них нет. И до конца сентября не будет», – рассказал Пивоваров.
После этой неудачи его коллега для интереса провел эксперимент – набрал тот же номер и поинтересовался, есть ли свободные места в этих же районах для рекламы кандидата от ЕР Сергея Анденко (зампред Заксобрания Санкт-Петербурга. – «НГ»). Менеджер ответил положительно и тут же выслал прайс-лист (есть в распоряжении «НГ»). При этом еще и было заявлено, что «у нас строгий контроль». «Интересно, о каких честных выборах может идти речь, если нас даже до рекламных площадей не допускают?» – возмущается Пивоваров. Он считает, что после эксперимента «политическая версия отказа подтвердилась».
Пивоваров подчеркнул, что наружная реклама для оппозиции важна: «Телевидение и радио для нас недоступны – в том числе из-за финансовых возможностей. А билборд может дать хороший эффект. Мы стараемся привлечь новых избирателей и укрепить наш ядерный электорат. Ведь даже некоторые наши сторонники думают, что в стране трудно что-либо изменить, но когда они увидят на своей улице парнасовский билдборд, они начнут понимать, что властям с нами придется считаться».
Стоит отметить, что Пивоваров попытался дозвониться в фирму еще раз, но теперь ему ответили, что «руководства нет на месте» и попросили оставить телефон. На звонок «НГ» в компанию «Реклама-Центр» ответ был еще более категоричным: «руководства нет на месте и неизвестно, когда будет». Правда, потом там все-таки пояснили, что просто рядовые сотрудники не могут комментировать такую ситуацию.
Как пояснил «НГ» руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов, вот именно такая ситуация и есть одно из проявлений административного ресурса. Сегодня это обычная практика, когда все решает городская администрация – агитацию каких партий и кандидатов разрешить, а каких – нет. «Здесь широкое поле для произвола», – отметил эксперт.
Он подчеркнул, что для оппозиционных партий, у которых нет денег на радио и телевидение, наружная реклама реально важна: «Листовки, встречи с избирателями и билборды – это все, что у них есть, и именно здесь по ним и бьют». Плакаты для оппозиции, считает эксперт, это узнаваемость, «они работают по принципу 25-го кадра, когда невольно запоминаются кандидат и партийный бренд».
С помощью же листовок достучаться до избирателей труднее – оппозиционные материалы срывают дворники, в то же время оставляя рекламу ЕР. Есть еще и такая «черная» технология – «берут оппозиционные листовочки, которые приклеены где-нибудь на подъезде, и клеят их на лобовые стекла автомобилей». Пивоваров, кстати, подтвердил, что дворники свою политическую уборку в Питере уже начали, а власти города пока заняты тем, что не согласовывают пикеты ПАРНАСа по сбору подписей за кандидатов в заксобрание. Что же касается билбордов, то, напомнил Пивоваров «НГ», в прошлом году аналогичные трудности были у партии в Костроме. Через три дня после установки всю наружную рекламу сняли и за ее возврат парнасовцы потом долго судились.
Миронов, впрочем, напомнил, что админресурс велик и многолик – и у несистемной оппозиции будут возникать и другие проблемы, причем не только в городе на Неве. «В ходе предвыборной кампании подобное будет происходить по всей стране. Будут еще и хуже ситуации, ведь в Питере все идет более или менее цивилизованно, здесь много наблюдателей, есть внимание СМИ. А в других регионах и морды станут бить, и билборды, даже если их где-то повесят, будут обрывать. Будут бить наблюдателей, резать шины, поджигать машины», – заключил эксперт.