Новый изолятор под Петербургом устроен по международным стандартам, но около четверти всех СИЗО не соответствуют даже российским законам. Фото Reuters
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) подготовила урезание федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие уголовно-исполнительной системы на 2007–2016 годы». Это сделано в соответствии с правительственными планами по экономии бюджетных средств. Из-за нехватки денег ФСИН, в частности, приходится отказываться от последовательной реорганизации следственных изоляторов (СИЗО).
Эта ФЦП является частью масштабной реформы пенитенциарной системы, рассчитанной до 2020 года. Однако к моменту фактического завершения данной программы ФСИН вынуждена расписаться в том, что первоначально поставленные задачи выполнить не удается. В пояснительной записке к проекту постановления правительства по новой редакции ФЦП причина указывается, по сути дела, одна: «В связи с сокращением финансирования программы ряд ее пунктов не удастся реализовать к следующему году».
Проблема в том, что из-за кризисного секвестра бюджета в 2016 году общий объем финансирования ФЦП составил 59 млрд руб., то есть на 1,5 млрд руб. меньше того, на что рассчитывала ФСИН. Из-за этого в установленные сроки «нельзя в полном объеме выполнить пять программных мероприятий и ввести в эксплуатацию пять объектов».
Напомним, что речь идет как о новых СИЗО, построенных по международным стандартам – типа Крестов-2 под Петербургом, так и о реконструкции старых изоляторов и колоний, чтобы там были человеческие условия. Например, бесперебойное отопление или новые жилые корпуса.
О последствиях отдельных изъятий из ФЦП тюремное ведомство вынуждено было сказать особо. К примеру, если прежде планировалось к концу года закрыть 12 устаревших СИЗО, то новый вариант предусматривает ликвидацию уже 15 изоляторов. Таким образом, их общее количество составит 218 – и это с учетом строительства современных, которые, впрочем, тоже оказываются под вопросом.
В результате конечные показатели ФЦП снижаются. Скажем, ФСИН обещала, что к 2017 году количество СИЗО, где «подследственные содержатся в соответствии с условиями российского законодательства», составит 76%. Теперь же таких изоляторов будет лишь 71,6%.
Сократится число и тех СИЗО, которые устроены в соответствии с международными стандартами. В планах было 6,8%, а ныне обещают не более 6,4%. Корректировка вроде бы не существенная, но в общем получается нерадостная картина. Выходит, что за вычетом «российских» и «европейских» СИЗО примерно четверть из них никаким нормам не соответствуют.
Напомним, что вообще-то изначально на ФЦП из федерального бюджета планировалось потратить 73 млрд руб., из которых более 58 млрд руб. как раз и должны были направить на строительство новых и реконструкцию старых СИЗО.
По словам адвоката Виктора Бородина, проблема с переполненностью изоляторов властями не решается. В Москве и Подмосковье, к примеру, пресловутый «перелимит» составляет уже 40%. Собеседник «НГ» подчеркнул, что невозможно понять, как в таких условиях вообще можно публично говорить о закрытии каких-то СИЗО. По его словам, «это неизбежно приведет к еще большей нехватке жизненного пространства для заключенных». Бородин считает, что хотя реализация программы, начавшейся еще в 2007 году, сейчас уже подходит к концу, но видимых ее результатов не наблюдается. «За 10 лет мало что изменилось – пытки, невыносимые условия, нехватка мест. На что же ушли деньги, я так и не понял», – заявил он «НГ».
Впрочем, в начале июля Счетная палата (СП) РФ в общем-то дала ответ на этот вопрос. Она вынесла заключение об исполнении ФСИН статей федерального бюджета на 2015 год. Проверка СП выявила 21 нарушение, в том числе девять финансовых на общую сумму 4,7 млрд руб. В частности, ФСИН профинансированы мероприятия по информатизации на сумму 2,2 млрд руб. без утвержденного плана.
Не был обеспечен контроль над своевременным перечислением в бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП). В результате в бюджет не попало 67,1 млн руб. ФСИН были заключены 10 госконтрактов на строительство с завышением их стоимости на 759 млн. А на 104 объекта оказалось невостребованной проектно-сметная документация, затраты на которую составили 765,4 млн руб.
В отчете СП говорится, что по итогам 2015 года объем незавершенного строительства по тюремному ведомству увеличился на 8,2 млрд, достигнув объема в 28,3 млрд руб. Более 27 млрд из них и приходится как раз на СИЗО и прочие учреждения, указанные в ФЦП «Развитие уголовно-исполнительной системы».
В общем, недаром ФСИН планирует добиваться разгрузки СИЗО альтернативными методами. К примеру, до трети сидельцев там составляют нелегальные мигранты. Ведомство предлагает оперативно депортировать иностранцев, осужденных по нетяжким статьям, и уже получило поддержку Генпрокуратуры. Первый замдиректора ФСИН Анатолий Рудый прямо говорит, что дороже содержать человека в СИЗО и колонии, а дешевле – быстро отправить его на родину.
Рассчитывает, очевидно, ФСИН и на декриминализацию ряда статей Уголовного кодекса. Теперь можно не сажать, скажем, за побои, угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, за подделку или сбыт поддельных документов и т.д.