В ПАРНАСе считают, что партию прессингуют самыми разными способами. Фото со страницы партии ПАРНАС в «ВКонтакте»
В период предвыборной кампании в регионах растет давление на ПАРНАС. На допрос в Следственный комитет (СК) был вызван сопредседатель самарского отделения партии Андрей Балин. Ранее в тольяттинский Центр по противодействию экстремизму (Центр «Э») вызывали местного парнасовца Андрея Дютина. По мнению экспертов, силовики продолжают давить на демократов просто по инерции – они не остановятся даже тогда, когда выборы закончатся.
Преследование демократов, если разобраться, имеет федеральные масштабы, но вот каждый конкретный случай, как правило, локален. Так, Дютин рассказал «НГ», что у него хотели взять показания против Балина, в частности по его высказываниям против власти и президента России Владимира Путина. Он отказался говорить со следователем, и спустя час его отпустили. Балин же связывает давление на товарища по партии с обвинениями, которые ему самому предъявили сотрудники Центра «Э». 30 июня в квартире у него прошел обыск: его обвиняют по ст. 282 УК «Возбуждение ненависти либо вражды».
Давление на партию Михаила Касьянова – это инерция, которая продолжится и после выборов, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Сейчас, по его словам, в нажиме на регионалов ощущается растущая активность силовиков: подобным они занимались в конце нулевых, но после перезагрузки отношений с США нападки на время прекратились (ради обновления и поддержания имиджа страны), а сейчас опять вернулись.
Проследить историю конфликтов в регионах несложно. Председатель Удмуртского отделения ПАРНАСа Руслан Тимуршин рассказал «НГ», что за кандидатом в депутаты Госдумы Владимиром Черницыным периодически следят какие-то люди. Глава петербургского отделения партии Андрей Пивоваров рассказал «НГ», что власти противодействуют демократам, которым до 2 августа нужно успеть набрать 18 тыс. подписей: «Нам отказывают во всех кубах, пикетах по сбору подписей, кроме того, против нас мобилизовали спойлерскую партию «ПарЗас». В Туве дела обстоят еще хуже – пресс-секретарь реготделения ПАРНАСа Алла Донгур-оол сказала «НГ»: «На нас на правительственном сайте льется грязь, пишут, что бандиты хотят захватить регион». 8 июля в аэропорту Новосибирска был задержан лидер новосибирского отделения ПАРНАС Егор Савин по подозрению в провозе экстремистской литературы. После обыска Савина отпустили. Месяц назад – 14 июня – был избит сопредседатель Ульяновского отделения партии Александр Брагин, которого вчера в результате госпитализировали. Сам он рассказал «НГ», что следственные органы уже нашли каких-то подозреваемых.
Для региональных чиновников давление на партию Михаила Касьянова – лучшее доказательство лояльности власти. Фото со страницы партии ПАРНАС в Facebook |
Не останавливает силовиков даже электоральная слабость ПАРНАСа, отмечает Макаркин. А ведь партии – после всех ее внутренних скандалов – можно было бы и не опасаться. Более того – от нее продолжают отворачиваться бывшие сторонники: в середине недели федеральный политсовет партии «Демократический выбор» (который тоже раскололся) принял «решение об однозначной поддержке списка «Яблока» на выборах в Госдуму». А ведь ранее Демвыбор входил в коалицию на базе ПАРНАСа.
Так в чем же причина того, что на и без того саморазрушающуюся политструктуру оказывается такое давление? Зампред ПАРНАСа Константин Мерзликин, например, сказал «НГ»: «Кремль создал враждебную атмосферу и поощряет расправу над оппозиционерами, а местные власти этим воспользовались – возможно, это и региональная инициатива, сведение счетов, но все это поощряется федеральной властью».
С другой стороны, непонятно, зачем это федеральная власть поощряет региональную инициативу? Ведь косвенным образом партия, у которой крайне низкий рейтинг и не самая высокая узнаваемость, становится от этих скандалов хотя бы известнее.
Рейтинг у всех демократических партий низкий, оговаривается Мерзликин, но власть понимает – эти цифры условны, а потенциал оппозиционных партий велик: «Если нам удастся выйти на публику… Власть понимает, что поддержка в обществе есть, и она может реализоваться в конкретных процентах на выборах».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев придерживается менее романтической позиции: «В регионах много чиновников и силовиков жаждут проявить себя на почве борьбы с оппозицией, что сейчас в почете». Другими словами, местные чиновники и силовики, уловив изначальный федеральный тренд на преследование оппозиции, пытаются проявить себя, доказав свою лояльность.