В Общественной палате (ОП) предлагают использовать детектор лжи, чтобы выявлять коррупционеров среди чиновников, парламентариев, политиков и общественных деятелей. По информации «НГ», проверке должны подлежать и те, кто еще только собирается пойти во власть или проявить гражданскую активность.
«Мы предлагаем проходить данное тестирование всем кандидатам на государственную службу до их приема на работу, а также и любым общественным деятелям», – заявил «НГ» зампред комиссии ОП по общественному контролю и общественной экспертизе Дмитрий Галочкин. Обязательной проверке, по его словам, нужно подвергнуть и депутатов Госдумы.
Однако на первых порах прохождение полиграфа будет добровольным. Сейчас перед общественниками возникли сложности – проверки на детекторе лжи не отражены в законодательстве, они осуществляются лишь на основании внутренних документов ведомств. Не регламентированы и вопросы, на которые должны отвечать испытуемые. «Мы подготовим основу, а уже затем будем выступать, чтобы системные проверки на полиграфе стали обязательными», – отметил собеседник «НГ».
К сентябрю ОП направит в администрацию президента свои предложения по детектору лжи в Национальный план по противодействию коррупции. К этому времени должен быть подготовлен и приблизительный список вопросов. По словам Галочкина, они будут носить чисто профессиональный и антикоррупционный характер, личная жизнь, или, к примеру, вероисповедание человека затрагиваться не будет. Впрочем, как выяснила «НГ», спрашивать планируется также о наличии иностранного гражданства или зарубежных активов, покупке диплома, судимости. То есть на полиграфе будут перепроверяться стандартные вопросы из служебных анкет.
Чтобы сами полиграфологи не польстились на взятки, они не должны знать заранее, кого и когда они станут тестировать. С этой же целью начинать проверки Галочкин предложил на «авторитетных площадках» – например, в той же ОП.
Как отметила директор некоммерческого партнерства «Национальная коллегия полиграфологов» Юлия Дробязка, полиграф доказал свою эффективность в многочисленных научных экспериментах, сейчас он используется почти во всех правоохранительных структурах и в сфере негосударственной безопасности. Полиграфист Ирина Зубрилова сообщила «НГ», что в сфере закупок, строительства, банковского дела почти четверть менеджеров высшего звена вовлечена в коррупционные схемы. Во всяком случае, их тесты на полиграфе показывали, что они имели отношение к откатам.
Есть и другие цифры. Например, около 55% работников вообще не удается уличить в обмане, примерно 14%, напротив, лгут в ответах почти на все вопросы, остальные недоговаривают, отвечая лишь на некоторые. Большинство вопросов, задаваемых чиновникам, так или иначе связаны с коррупцией. Например, у них спрашивают, получали ли они когда-либо подарки стоимостью от 3 тыс. рублей. По мнению противников полиграфа, те не смогут компенсировать отсутствие действенных институтов общественного контроля за властью. А эксперты предупреждают, что погрешность данного прибора составляет не менее 5%.