Фото Reuters
В России готовится новая волна гуманизации уголовного законодательства и работы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Минюст подготовил инициативу, предусматривающую доступный общественный контроль в тюрьмах. Также заключенных станут качественнее лечить и быстрее трудоустраивать.
Вопрос о гуманизации пенитенциарной системы обсуждается в стране уже не один год. В поддержку этой идеи неоднократно высказывался президент Владимир Путин. По его мнению, люди, которых осудили за преступление небольшой тяжести, проходят «печальную и далеко не всегда самую эффективную школу жизни».
Сейчас в ведомстве Александра Коновалова готовится законопроект, направленный на совершенствование общественного контроля за обеспечением прав человека в местах лишения свободы. Ведомственный проект позволяет общественным наблюдателям посещать с проверками не только тюрьмы, но и прочие учреждения закрытого типа: психиатрические лечебницы, детские дома, медицинские организации. Они смогут осуществлять там фото- и видеосъемку, использовать приборы контроля над микросредой в помещениях для арестантов.
Минюст согласовывает с правительством инициативу о «медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью». В документе содержится перечень заболеваний, с которыми нельзя посадить человека в тюрьму. Вместо этого предлагается использовать альтернативную меру – домашний арест.
Отдельный раздел законопроекта посвящен обеспечению учреждений уголовно-исполнительной системы медицинскими препаратами. В частности, функцию ФСИН по закупкам лекарств для заключенных хотят передать Минздраву. Напомним, что Генпрокуратура ранее раскритиковала качество лечения заключенных. По словам генпрокурора Юрия Чайки, смертность в СИЗО и тюрьмах остается высокой: в прошлом году умерли 3977 арестованных и заключенных. При этом подавляющее большинство из них – 87% – скончались именно от различных заболеваний. Виной тому, сообщили в прокуратуре, слабая медицинская база, медленное обновление медицинского оборудования и отсутствие некоторых видов медуслуг.
Озаботились в Минюсте и трудоустройством осужденных. Там предлагают устраивать зэков на работу в госкомпании, для чего могут быть выделены квоты. В министерстве подчеркивают, что речь идет о неопасных преступниках, а также осужденных к исправительным работам. Поскольку этот вид наказания сегодня отбывают по месту основной работы, то из зарплаты просто списывают определенный процент в пользу государства.
Проект Минюста касается и другого наказания – принудительных работ. Несмотря на то что оно предусмотрено Уголовным кодексом (УК), на практике его практически не применяют из-за отсутствия условий – отрабатывать «срок» граждане должны в исправительных центрах, которых в стране единицы. Зато подготовленный законопроект устанавливает возможность направлять приговоренных к принудительным работам на предприятия вне исправительного центра. Например, на крупные стройки. Они должны будут регулярно регистрироваться в своем исправительном центре, но жить станут в специальных общежитиях.
Кроме того, Минюст совместно со ФСИН занялся разработкой мер, которые позволят снизить переполненность камер в колониях и следственных изоляторах. Как признают чиновники, сегодня там находится очень много мигрантов. Поэтому, настаивают в ведомствах, иностранцев, совершивших преступления небольшой и средней степени тяжести, надо просто быстро депортировать из страны.