Фото пресс-службы Общественной палаты РФ
Общественная палата (ОП) предлагает предусмотреть в составе государственных грантов для некоммерческих организаций (НКО) специальный раздел расходов на публикации в СМИ. Речь идет прежде всего о социально ориентированных НКО. При этом ОП призвала самих общественников активнее работать в медиапространстве, а прессу – не столько следовать за вкусами аудитории, сколько воспитывать ее.
Обсуждение форм взаимодействия СМИ, НКО и государства по формированию конструктивной информационной повестки, проведенное под эгидой ОП, вылилось в бурную дискуссию. Общественники жаловались, что их деятельность, и прежде всего социальноориентированные проекты, как правило, редко интересуют прессу. «Приходится упорно ходить за журналистами с просьбами опубликовать материал», – уверяли представители НКО чуть ли не поголовно. Представители же СМИ объясняли свою позицию отсутствием интереса аудитории к подобной тематике.
В ОП, в свою очередь, пришли к выводу, что некоммерческий сектор все-таки должен иметь более широкий доступ к СМИ. Особенно это касается тех НКО, которые занимаются воспитанием патриотизма и продвижением национальных ценностей. Периодическим же изданиям, признались в ОП, видимо, все же требуется какая-то финансовая компенсация в том случае, если они берут на себя труд освещать общественно-полезную активность. Сейчас ОП готовит рекомендации на тот счет, как же все это можно будет осуществить. К концу следующей недели эти рекомендации должны поступить всем заинтересованным органам власти.
Напомним, что в 2016 году из госбюджета на поддержку НКО, «участвующим в развитии институтов гражданского общества, реализующим социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина», было выделено без малого 4,6 млрд руб. По предварительным данным, объем госгрантов в следующем году должен существенно возрасти.
В предложениях ОП, как стало известно «НГ», говорится о необходимости предусмотреть в положении о грантах разрешение направлять их часть на освещение в СМИ активности НКО. «Тогда появится возможность, во-первых, получить итоговые публикации в СМИ о деятельности тех или иных НКО, а СМИ смогут компенсировать затраты на производство контента, касающегося НКО», – указывает ОП.
Как пояснила «НГ» первый зампредседателя комиссии ОП по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Светлана Яремчук, сейчас же НКО запрещено тратить государственные гранты на пиар в СМИ. «Мы хотим, чтобы в грантах, которые власти выделяют социально ориентированным НКО, предусматривалась отдельная статья расходов на освещение их проектов в прессе», – пояснила Яремчук. Она считает, что в этом случае активистам не придется «бегать» за СМИ, чтобы они разместили у себя материал, – они спокойно смогут сделать это на коммерческой основе. Речь, по ее словам, идет не более чем о 10% от общей суммы гранта.
Однако, по мнению Яремчук, одним лишь финансированием проблем не решить. Зачастую, настаивает она, СМИ просто не могут понять, как же им освещать деятельность НКО: «Порой журналисты вынуждены буквально отбиваться от тех из них, которые требуют освещать все подряд». Член научно-консультативного совета ОП Кирилл Дыбский полагает, что «гражданские активисты действительно часто не умеют грамотно создавать информационные поводы и только ждут, когда же журналисты сами к ним придут».
Поэтому в своих рекомендациях ОП предусматривает специальные обучающие курсы для представителей третьего сектора. После их прохождения, надеются в ОП, НКО, претендующие на гранты, научатся, как повыгоднее преподносить в медиасфере свои проекты, «чтобы за их освещение не пришлось платить».
Заметим, что в ходе самой дискуссии первый замсекретаря ОП Вячеслав Бочаров жестко высказался по поводу ответственности российских СМИ и их патриотической позиции. По его словам, журналисты не должны забывать о своей роли в гражданском обществе: «Нужно помнить о воспитании патриотических чувств и в погоне за деньгами аудитории не уходить в темы криминала или жареных фактов». Так что в рекомендациях ОП на этот счет есть отдельный пункт. СМИ рекомендовано меньше думать о бизнесе, а больше сконцентрироваться на нравственном воспитании людей.