Дактилоскопию сделают обязательной для всех иностранцев. Фото с сайта www.mc.mos.ru
Законопроект о тотальной дактилоскопии всех въезжающих в Россию иностранцев, по информации «НГ», получил поддержку у властей. Отпечатки пальцев сейчас взяты у примерно 7 млн мигрантов. Это позволяет осуществлять более жесткий контроль, который теперь отдан МВД.
В Федеральной миграционной службе (ФМС) ранее заявляли о том, что к концу текущего года во всех пунктах въезда иностранных граждан на территорию РФ появятся комплексы для сканирования отпечатков пальцев. Указывалось, что это необходимая мера – несмотря на включение нарушителей в черный список и их безусловное выдворение, они проникают назад под новыми именами.
Согласно статистике ФМС, за прошлый год сотрудники ведомства проверили 150 тыс. приезжих, и выяснилось, что 17,5 тыс. (11%) из них попытались таким образом обойти запрет на въезд. Дактилоскопия же позволяет вычислять нарушителей сразу при пересечении ими российской границы.
Сегодня процедуру дактилоскопии обязаны проходить лишь мигранты, обратившиеся за патентом или разрешением на работу, остальные – по желанию. За последние два года, отмечают в ФМС, отпечатки были сняты примерно у 7 млн человек. Проблема тут в том, что многие гастарбайтеры избегают официальной регистрации, таким образом выпадая из поля зрения ФМС.
Для решения этой проблемы – пока в Москве и Подмосковье, а затем и в других регионах – появятся так называемые «миграционные патрули», которые будут проверять отпечатки пальцев прямо на улице. Дежурить сотрудники ФМС планируют в местах большого скопления приезжих. Законопослушный же иностранец через эти патрули сможет обратиться к ФМС за информационной помощью.
Инициативы, связанные с тотальной дактилоскопией всех приезжих, уже неоднократно вносились различными фракциями и депутатами Госдумы, ссылавшимися на успешный зарубежный опыт. Однако исполнительная власть с принятием решений тянула, указывая на трудности, которые могут возникнуть. Например, некоторые контрольно-пропускные пункты расположены в слаборазвитых районах, где нет современной техники, но зато есть большой риск коррупции. Скажем, сегодня уже известны случаи фальсификации свидетельств о прохождении процедуры по сканированию отпечатков пальцев.
На днях перспективы реализации инициативы о поголовной дактилоскопии въезжающих обсудили в Общественной палате (ОП). Общественники пришли к выводу, что это действенный способ профилактики криминальных проявлений. Председатель комиссии ОП по общественному контролю Дмитрий Галочкин считает, что «этот метод регистрации может оказать положительное воздействие на управляемость и контролируемость иммиграционных потоков в России». Член экспертного совета при комитете Госдумы по безопасности Элина Сидоренко подчеркнула, что на данный момент у мигрантов гораздо больше возможности скрыться от следствия и суда, нежели у гражданина России. По ее словам, это и провоцирует приезжих на правонарушения, число которых растет на фоне общего снижения числа зарегистрированных происшествий. Она также отметила большое число специфических нарушений паспортного режима: проживание по чужим документам, манипуляции с въездом в страну, фиктивная регистрация, фиктивный брак и т.д.
По мнению заведующей отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александры Докучаевой, снимать отпечатки пальцев нужно со всех мигрантов, но не перебарщивать с их проверками. Эксперт, кстати, напомнила, что собственно ФМС сможет проводить патрули лишь до 1 июня, дальше этим будут заниматься уже сотрудники МВД. «Я опасаюсь нарушений и превышения полномочий со стороны силовиков», – отметила собеседница «НГ».
И вообще, по ее словам, ликвидация ФМС и передача всех ее функций в МВД – далеко не самая удачная идея: «Регулирование миграционных потоков – это не только борьба с преступностью и выдворение приезжих из страны. Это также и вопросы трудоустройства, адаптации. При этом стоит помнить, что мы говорим не только о выходцах из Средней Азии, но и о наших бывших соотечественниках – носителях русского языка. Сможет ли МВД справиться с воспитательной функцией?» Докучаева полагает, что не сможет. И потому она предлагает разделить функции бывшей ФМС между несколькими ведомствами. Согласен с этим и зампредседателя президентского Совета по правам человека Евгений Бобров. По его мнению, ряд полномочий миграции необходимо вернуть Минтруду. Он напомнил, что в середине 90-х годов вопросы, связанные с трудовой миграцией, были переданы в ФМС именно оттуда.