В российских школах прошли проверочные работы на знание истории. Учителя указывают, что наиболее слабые знания у детей о зарубежных странах, а также недавнем прошлом и настоящем России. Все дело в методиках подачи исторического материала, уверяют преподаватели, большая часть которых видит необходимость и в собственной переподготовке.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проверила знания учащихся 6-х и 8-х классов по истории. В ведомстве отмечают, что эта дисциплина наиболее значима для воспитания детей в духе гражданственности и патриотизма. С помощью проверочных работ планируется определить, насколько подрастающее поколение понимает систему государственного устройства и способно ли оно оценивать те общественные явления, которые происходят в стране.
«По результатам будут приниматься решения по корректировке образовательных программ, стандартов, изменению программ повышения квалификации учителей», – уже заявил начальник управления Рособрнадзора Евгений Семченко. Отметим, что в исследовании участвовали около 500 школ из 51 региона, окончательные результаты проверки будут оглашены в конце июня.
В контрольных работах, которые писали ученики, было по 8–9 заданий, на выполнение которых давалось ровно 45 минут. Среди них были такие: выбрать одну из четырех иллюстраций и привязать ее к тем или иным историческим событиям или, например, по отрывку из текста определить, к какому событию он относится. Оценивалось и знание школьниками исторических персонажей и территорий, где проходили исторические события, также их просили объяснить значение для России того или иного события.
По желанию аналогичную проверку проходили учителя и родители – и не все из них сумели справиться с заданиями. Московский педагог Алена Тарахович рассказала «НГ», что наиболее проблемными оказались вопросы, связанные с современной и зарубежной историей. Последнюю, по ее словам, в школах изучают «галопом», школьники не успевают усвоить материал. «Что касается отечественной истории последнего периода, то тут больше трудностей возникает у взрослых. Например, события той же Октябрьской революции сегодня стали оцениваться противоположно тому, как они воспринимались при советской власти. И именно у старшего поколения нет единого мнения по этому периоду истории, в результате чего многие их ответы отличались от того, что предлагается новой концепцией», – пояснила специалист.
По мнению Тарахович, в новых учебниках истории события часто изложены сухо и не всегда интересно, тексты перегружены терминами, встречаются и нестыковки. Так что среди российских учителей есть опасения, что к ЕГЭ школьники подойдут с разными знаниями. Также педагоги жалуются, что чрезмерное количество проверочных работ сокращает детям время собственно на учебу. А ведь с этого года в школах планируется ввести еще и историческое сочинение по определенной эпохе на выбор ученика.
Направляются в учебные заведения и рекомендации по улучшению качества образования. Для учителей же сейчас организуются курсы повышения профессиональной компетенции. По данным Рособрнадзора, лишь 17% из них знают требования по новому историко-культурному стандарту, 56% признались, что в основном ознакомлены с ним. 60% учителей истории признались, что у них есть потребность в дополнительном профобразовании.
Тем временем, по информации «НГ», ряд депутатов из КПРФ и ЛДПР сейчас предлагают ввести в школах предмет об истории парламентаризма в России. На этих уроках школьники будут изучать биографии политиков начала ХХ века и современной России, разбираться в работе Госдумы. В некоторых регионах по этой дисциплине дополнительные занятия уже вводятся.