Религиозное рвение заключенных планируется жестко контролировать. Фото с сайта www.fsin.su
В Госдуме, по данным «НГ», готовятся законодательные предложения по перевоспитанию тех, кто был осужден по экстремистским статьям. Например, у коммунистов есть идея привлекать для такой работы родственников заключенных и других близких им людей. А Общественная палата (ОП) уже обратилась в Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН) с инициативой сделать «правильную» религиозную литературу более доступной.
В исправительных учреждениях страны уже сложилась устойчивая система распространения радикальных форм ислама. Исламистские идеи проникают в колонии в том числе через соответствующую религиозную литературу. Свой взгляд на эту проблему, как стало известно «НГ», уже выработан в ОП.
Председатель комиссии ОП по безопасности Антон Цветков обратился к руководству ФСИН России с инициативой создать в местах лишения свободы воспитательные комнаты или уголки духовно-религиозной литературы. По его мнению, доступность таких книг позволит «более эффективно реализовывать одну из главных задач уголовно-исполнительной системы – нравственное перевоспитание находящихся в местах принудительного содержания».
Цветков отметил, что, несмотря на наличие в исправительных учреждениях библиотек, храмов и молельных комнат, проблем свободного доступа осужденных к духовной литературе это не решает: «Библиотеки работают в строго отведенные часы. Кроме того, большинство осужденных в храмы и мечети пока не ходят – это объективная реальность».
В его обращении к ФСИН говорится, что литература для размещения в комнатах воспитательной работы «должна быть рассчитана в первую очередь на людей, не разбирающихся в духовных вопросах и имеющих лишь общее представление о религии». Заранее подстраховался он и от возможных попыток экстремистов и сектантов воспользоваться нововведением. «Во избежание попадания в колонии каких-либо неподобающих книг, запрещенных или просто несоответствующего содержания, мы предлагаем сформировать перечень рекомендованной литературы – приблизительно несколько сотен позиций, согласованных с Патриархией и муфтиятами», – указал Цветков.
Также ОП ставит вопрос о создании штатного тюремного духовенства – как православного, так и мусульманского. Предполагается, что проповедники смогут проводить занятия и беседы с заключенными в воспитательных комнатах, а также помогут им правильно толковать прочитанное, что должно минимизировать процесс ваххабитизации российской криминальной среды.
В КПРФ заявили «НГ», что одними лишь духовными мерами результатов не достичь. В думской комфракции тоже сейчас разрабатывают рекомендации для сотрудников ФСИН. В частности, как стало известно «НГ», в них говорится о необходимости раздельного содержания последователей радикальных течений, о включении в штаты колоний специалистов по религиозной проблематике. Снижать радикальные настроения, убеждены в Госдуме, будет и полная занятность людей на тюремном производстве.
Среди прочих идей – привлечь к воспитательной работе родственников и знакомых заключенных. «На наш взгляд, профилактике экстремизма среди сидельцев могут способствовать их близкие, а также коллеги с прежнего их места работы», – заявил «НГ» глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев. По его мнению, под общение с ними по этим проблемам можно было бы даже выделять отдельные свидания. А замы по воспитанию в колониях должны способствовать такой работе, «подсказывая родственникам, как именно вырвать заключенного из сетей экстремистского подполья».
На вовлеченность зэков в экстремизм, подчеркнул Соловьев, также влияет «нищета и невозможность помогать своим семьям». В КПРФ, по его словам, на этот счет поступает много жалоб. На этот случай у депутатов есть предложения по изменению Уголовного исполнительного кодекса о гарантиях на первое место работы после освобождения. «Заключенные должны знать, что после отбывания срока их не выбросят на улицу, где они встретят экстремистов, которые им «помогут».
По словам Соловьева, в последние годы проблемы создает и рост числа иностранцев в российских тюрьмах. Если в 2010 году их количество не превышало 20 тыс. человек, то сейчас эта цифра достигла 28 тыс. «Нередко именно в местах принудительного содержания происходит вербовка сторонников в различные радикальные группировки. Нам известны случаи насильственного обращения русских в ислам», – утверждает коммунист. Он настаивает, что после суда и приговора мигрантов необходимо быстро депортировать на родину, чтобы назначенный им срок они сидели там.