Историческое прошлое для российских школьников по-прежнему непредсказуемо. Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
В школах будут проводиться проверочные работы на знание истории России, изложенной в новых учебниках. Правда, на Всероссийском съезде учителей к их содержанию были высказаны серьезные претензии. Как оказалось, нет согласия и по подходам к изучению истории. Тем временем началась подготовка единой концепции предмета «Обществознание» – и опять идут споры о том, каким образом прививать школьникам теперь уже правовую культуру.
На третьем Всероссийском съезде учителей прошли дискуссии по концепциям преподавания истории и обществознания. Для первого предмета новые правила его изучения уже утверждены, но до сих пор подвергаются критике. Содержание второго и методика его донесения до школьников как раз сейчас обсуждаются.
С прошлого года российские школы переходят на другой исторический курс. По словам спикера Госдумы Сергея Нарышкина, «более 700 тыс. ребят занимаются по новым учебникам истории. Российское историческое общество и Минобрнауки внимательно следят за ходом их апробации».
С 2018 года среди учеников планируется проводить Всероссийские проверочные работы по истории. «Мы начинаем разработку заданий. В них не будет тестовой части», – заявил на съезде глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. По его словам, в этом году количество выбирающих ЕГЭ по истории увеличилось на 3%. «Улучшились знания по истории Великой Отечественной войны, учащиеся демонстрировали знания по истории VIII–XVII веков, XVIII – середины XIX века», – отметил чиновник.
Зато учителя заявили о множестве возникших перед ними сложностей. Например, варианты предстоящих экзаменов по истории основаны на содержании нового учебника, однако пока он есть не в каждой школе. На сегодняшний день получены лишь рекомендации «преподавать по старым учебникам, но в соответствии с новой концепцией». Школы до сих пор не знают сроков перехода на новые учебники. «В Минобрнауки в устной форме заявляли, что на это дается три года, но никаких нормативных документов не существует», – сказал профессор Академии педагогических и социальных наук Александр Данилов. Но во время проверок прокуратура не учитывает этот нюанс и указывает на старые учебники как на нарушение.
Раскритиковали педагоги и содержание новых учебников. Они отмечают их несогласованность с другими предметами и заявляют о его «информационной перегруженности». По словам учителя Романа Пазина, примерно 54% содержания школьного курса заложено в программе 10 класса.
Возникают и сложности с разъяснением школьникам истории СССР: что такое советское общество, что такое революция. Мало внимания, по мнению учителей, уделяется истории независимых государств, которые в свое время были частью Советского Союза. «Нет единого принципа изложения», – посетовал президент Российского государственного гуманитарного университета Ефим Пивовар. Преподаватели считают, что нужна очередная корректировка концепции преподавания истории.
Между тем предполагается, что уже к новому учебному году будет подготовлена и разослана во все школы новая концепция предмета «Обществознание». По мнению чиновников, через него можно будет формировать правовую культуру, понимание школьниками ценности и значения закона и права. Нарышкин на съезде сообщил, что задача новой концепции – «найти баланс между стремлением вложить в курс больше направлений и не скатиться в бессистемность». Сложности, связанные с преподаванием обществознания, отметил он, заключаются в широте охвата дисциплины. Как известно, предмет включает в себя сведения из самых разных общественных наук (правоведения, экономики, политологии, социологии, психологии, философии). Сейчас эта разноплановость и приводит к выпуску некачественных учебных пособий.
Первый замминистра образования Наталья Третьяк пояснила, что эксперты займутся не только содержанием учебного курса, но и решением методических вопросов, например, «по какой системе лучше преподавать обществознание – линейной или концентрической». Также будет решено, когда лучше начинать его изучение в школах – с пятого класса, как сейчас, или в более старшем возрасте.