Елена Тополева-Солдунова полагает, что президентскими грантами можно было бы поддержать не только социальные НКО. Фото с сайта www.oprf.ru |
В Концепции развития некоммерческих организаций (НКО), которую готовит Общественная палата (ОП) России, появится раздел о тех из них, кто работает за рубежом. По мнению общественников, если эти НКО отстаивают интересы России, то речь должна идти об их финансовой поддержке государством. Но прежде надо разобраться, не заняли ли эту нишу НКО – иноагенты.
ОП представит президенту эту Концепцию к концу года. По информации «НГ», в новом разделе о нацеленных на заграницу НКО запишут правила, которых должны будут придерживаться эти НКО, чтобы, скажем, не попасть в реестр иноагентов, – не получать зарубежных денег и не заниматься внутриполитическими проблемами. Также предполагается решить и вопрос об их финансировании.
Как рассказала «НГ» член ОП Елена Тополева-Солдунова, «на сегодняшний день НКО в стране много, однако в каких-либо зарубежных мероприятиях – конференциях, съездах, форумах – участвуют лишь единицы». К примеру, при ООН аккредитовано около 4,5 тыс. организаций, из которых лишь 61 российская. «В результате образ России представлен плохо», – утверждает правозащитница.
Нынешнюю незаинтересованность третьего сектора в международных мероприятиях она объяснила введением в России закона об иноагентах, который ударил по самым раскрученным во внешнем мире НКО. До его принятия, по словам Тополевой-Солдуновой, желающих высказываться перед мировым сообществом в нашей стране было гораздо больше. Впрочем, отметила она, пока ни одна из международно ориентированных НКО в спецреестр Минюста не попала.
Возможно, потому, что не очень понятно, может ли закон об иноагентах вообще на них распространяться. «В настоящее время не ясно, за обсуждение каких тем, за какие высказывания та или иная НКО может подпасть под его действие. Например, можно ли таким НКО обсуждать за рубежом острополитические темы или им следует ограничиваться только социальными? Можно ли критиковать нашу власть?» – подчеркнула член ОП, пояснив, что в ближайшее время все эти нюансы будут проанализированы и четко прописаны.
Например, уверена она, такие НКО, конечно, не могут существовать на зарубежное финансирование, но и президентские гранты для них сегодня не предусмотрены. По мнению Тополевой-Солдуновой, скорее всего это ограничение будет устранено, что кроме всего прочего будет означать и предъявление к ним строгих требований. «Я не исключаю, что им будет настойчиво рекомендовано заниматься исключительно социальными вопросами», – заявила общественница.
Кстати, на днях в МИДе состоялась встреча с представителями ряда российских общественных организаций. По словам председателя Комиссии ОП по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елены Суторминой, отмечена «возрастающая роль НКО, выступающих на международных площадках, продвигающих правдивый образ России за рубежом, доносящих объективную информацию о ситуации, происходящей в нашей стране и в мире». На этой встрече также было решено наращивать международную активность структур отечественного гражданского общества на площадках ООН, БРИКС, ОБСЕ и Совета Европы. Скоро пройдут и более конкретные встречи профильных НКО с соответствующими подразделениями МИДа.
А в самой ОП подвели итоги деятельности НКО за 2015 год, в течение которого они получили более 80 млрд руб. из-за рубежа. По словам секретаря ОП Александра Бречалова, если прежде западные деньги больше получали московские НКО, то сейчас – региональные. Он рекомендовал каждому главе региона внимательно это отслеживать: «Достаточно большое финансирование идет на кампании, цель которых не мандат Госдумы. Их цель – наделать шума либо после выборов, либо в их процессе».