Фото Reuters
В Совете Федерации предложили увеличить в школах учебные часы для разъяснения опасности радикальных идей. В Общественной палате (ОП) считают, что не надо забывать и о взрослых. Их антиэкстремистское воспитание, видимо, пойдет через возрождение нравственных ценностей. Например, по информации «НГ», уже готовятся рекомендации деятелям искусства не создавать у людей своими произведениями четкой ассоциации между определенной религиозной атрибутикой и терроризмом.
На вчерашнем совещании в верхней палате зампредседателя комитета по обороне и безопасности СФ Александр Чекалин предложил расширить курс «Основ безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) до 50 часов «для разъяснения ученикам признаков террористических угроз». По его словам, времени, отведенного на этот предмет, катастрофически не хватает: «Всего-то десять часов, которые нарасхват между МЧС, МВД, Минздравом». В Совфеде напомнили, что именно подростки сегодня становятся объектом особого внимания вербовщиков террористических организаций.
Кстати, с апреля в российских вузах начнут читать своего рода антитеррористические лекции. Сейчас преподавателей уже вооружают методичками о том, как противостоять вовлечению молодежи в экстремистские организации. Профилактике экстремизма именно среди подрастающего поколения власти действительно уделяют сейчас особое внимание. Напомним, что антипропагандой против того же ИГ (организация, запрещенная в РФ) планируется заниматься и в школах. По словам министра образования Дмитрия Ливанова, задача учебных заведений «научить молодежь отличать в огромном потоке информации добро и зло».
Однако, например, депутаты Госдумы считают, что работа эта ведется довольно слабо. Ведь в большинстве школ нет ни завуча по внеклассной работе, ни надбавок учителям за воспитательную работу с учащимися. В самом депутатском корпусе обсуждается введение особого дополнительного предмета «Основы противодействия терроризму», а также уроков нравственности, причем в обязательном, а не факультативном, как сегодня, порядке. Отметим, что, кроме того, в ряде регионов сотрудники полиции и священники уже проводят лекции для старшеклассников по профилактике религиозного экстремизма, то есть укрепляют их нравственные начала.
Вопрос о своего рода нравственной безопасности для всего населения страны поднимался на днях и в ОП. Начать воспитательную работу среди взрослых по прививанию истинных ценностей общественники предлагают с властной вертикали.
Приоритетом, по словам председателя комиссии ОП по социальной политике Владимира Слепака, должна стать борьба с бюрократией и коррупцией. Он вспомнил о так называемых этических кодексах госслужащих: «Без развития этической системы госслужбы органы власти не смогут проявить себя эффективными управленцами, контролируемыми гражданским обществом». Слепак предложил новую редакцию кодекса, которая будет регулировать поведение госслужащих не только на работе, но и в остальное время.
«Необходимо, чтобы духовно-нравственное воспитание присутствовало и в системе образования, и в средствах массовой информации», – сказала «НГ» председатель комиссии ОП по развитию науки и образования Любовь Духанина. Упомянула она и воспитание «с прочным нравственным фундаментом». «Формирование личности возможно только при условии свободного самоопределения в историческом и информационном контексте», – считает общественница.
Между тем в ОП с помощью некоторых деятелей культуры уже составляются рекомендации, направленные на «правильное освещение религиозной тематики в СМИ и искусстве». Так, например, идет подготовка методички, в которой даются советы по подготовке видеопродукции, репортажей, театральных постановок и т.д. на актуальные темы в области религии. Ее авторы, как стало известно «НГ», предлагают ограничить использование, скажем, исламской атрибутики – обязательной бороды, национальных головных уборов, одеяний и тому подобного при показе людей с радикальными взглядами.
Это необходимо для того, чтобы избежать отождествления религии с экстремизмом, указывается в методичке. Потому что, по словам председателя комиссии ОП по культуре Андрея Ковальчука, «российская культура должна точно анализировать состояние общества и предлагать коллективные пути развития новых способов совместного существования».