Начало обсуждению амнистии было положено на встрече президента с правозащитниками 5 декабря. Фото с официального сайта президента РФ
Совет по правам человека (СПЧ) подготовил свой вариант амнистии к 70-летию Победы – максимально широкий. Но ряд правозащитников предлагает распространить ее на еще большее число заключенных. Например, отменить им ранее наложенные взыскания, чтобы у них появился шанс на условно-досрочное освобождение (УДО). В Госдуме же утверждают, что и сам принцип амнистии пока не определен.
Сегодня СПЧ рассмотрит проект амнистии к 70-летию Победы. Появилась информация, что выйти на свободу смогут заключенные, которым осталось отбыть наказание менее одного года. Среди осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет амнистировать предлагается, например, впервые совершивших умышленное преступление.
Освободиться смогут и те, кто был осужден на срок от 5 до 10 лет за преступление, совершенное по неосторожности, но уже отбыл не менее 1/3 срока. Предлагается сократить в два раза и испытательные сроки, которые назначаются осужденным условно.
В Совете настаивают на проведении административной амнистии: например, граждан могут освободить от выплаты штрафов либо снизить в два раза сроки лишения специальных прав, например водительских. По словам главы СПЧ Михаила Федотова, впервые амнистия может коснуться не тысяч, а миллионов людей. Он не отрицает, что она может вызвать и критику – так как затронуть может тех, кто признан виновными в самых страшных преступлениях.
Сами члены СПЧ заговорили об оппозиционерах, осужденных за уголовные преступления, но, по мнению многих, политически мотивированно. Благодаря одному из положений проекта вдвое сократится условный срок блогера Алексея Навального, а его брат Олег Навальный вообще сможет выйти на свободу.
Напомним, что инициативу о широкой амнистии Федотов выдвинул на встрече президента Владимира Путина с правозащитниками 5 декабря. На что тот ответил, что он «за амнистию», но «нельзя частить с этими амнистиями, иначе у нас в местах лишения свободы скоро никого не окажется». Версия амнистии от СПЧ после ее утверждения всеми членами Совета будет направлена в администрацию президента, Госдуму и, конечно, в Минюст и Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН).
Впрочем, как заявили «НГ» в Госдуме, подход к проведению амнистии будет обсуждаться еще только на этой неделе. Председатель комитета ГД по законодательству Павел Крашенинников анонсировал и заседание своей структуры, и главный пункт дискуссии. По его словам, в последние годы было уже несколько амнистий примерно одинакового содержания, так что «повторять ее еще раз смысла особого нет». Крашенинников – как и Путин – указал, что если все время освобождать одни и те же категории людей примерно по одним и тем же статьям, то у общества возникнет вопрос: а не дает ли тут власть своеобразную индульгенцию? Если же начать подводить под амнистию тяжкие и даже особо тяжкие преступления, люди это вряд ли поддержат, отметил глава профильного комитета. В общем, сказал он «НГ», «время пока у нас еще есть, будем думать». И поэтому комментировать уже звучащие предложения отказался.
Между тем, по информации «НГ», в документ об амнистии предлагается записать еще один интересный пункт – о снятии со всех осужденных ранее наложенных дисциплинарных взысканий. С таким предложением к СПЧ обращается ряд известных правозащитников. «Мы хотим распространить амнистию на всех заключенных. Объявить ее по всем ранее наложенным взысканиям, что позволит выйти на свободу более чем сотне тысяч человек», пояснил основатель социальной сети Gulagu.net Владимир Осечкин. По его словам, суть амнистии за последнее время обесценилась, «в народе ее теперь воспринимают не как акт гуманизма, а как дешевый самопиар некоторых политиков».
Осечкин напомнил, что по последним двум амнистиям на свободу были выпущены считаные единицы, в основном ветераны и многодетные матери. Правозащитники настаивают, что амнистия должна коснуться каждого заключенного. Дело в том, что из-за отрицательной характеристики в личном деле многим из них запрещается видеться с родственниками, обращаться с ходатайством в суд за УДО. Заработать же взыскание можно по любому поводу: покурил в неположенном месте, не поздоровался с кем-то из сотрудников исправительного учреждения, не застегнул верхнюю пуговицу и т.д.
Человек, получивший два взыскания, признается злостным нарушителем внутреннего режима. «Мы сталкивались с ситуациями, когда люди по несколько лет находились в штрафных изоляторах. А все потому, что каждые две недели им продлевали срок содержания под стражей по надуманным причинам. Например, за отказ делать разминку по утрам», – рассказал Осечкин. Чаще всего, заметил он, под такой прессинг попадают предприниматели, представляющие особый интерес для коррупционеров, заключенные, пытающиеся обращаться в суды и прокуратуру, а также те, кто может в ближайшее время выйти на волю. «Если наше предложение одобрят – еще около ста тысяч заключенных смогут освободиться по УДО. Или они хотя бы получат гарантированное право видеться со своими родственниками и сохранить свои семьи», – заявил Осечкин.