Фото Reuters
Совет по правам человека (СПЧ) настаивает на полном обновлении законодательства о некоммерческих организациях (НКО), которое, по мнению правозащитников, противоречит Гражданскому кодексу. Президент же вчера направил в Госдуму законопроект о правилах исключения НКО из реестра иностранных агентов.
Вчера СПЧ провел заседание по совершенствованию нынешнего законодательства об общественных организациях. Было предложено, в частности, кардинально изменить его структуру – например, сначала принять общий закон о праве граждан на объединение. Именно в нем сформулировать все важнейшие конституционные аспекты этого права, а потом уже заняться частностями вроде зарубежных неправительственных организаций и НКО – иностранных агентов.
Ранее целый ряд депутатов и сенаторов выразил желание обязательно присутствовать на этом заседании, чтобы внести свои предложения по принципам формирования так называемого третьего сектора. Вчера никто из них в СПЧ так и не появился. Зато туда пришли представители Минюста, с которыми, по мнению членов СПЧ, получился продуктивный диалог. Чиновники внимательно выслушали предложения правозащитников и согласились с тем, что изменения в закон об НКО нужны, причем кардинальные – действительно вплоть до написания новых законов. Однако свои наработки ведомство Александра Коновалова представить опять отказалось.
Стоит отметить, что изначально на вчерашнем заседании предполагалось поднять и вопрос о тех поправках к закону об НКО, которые предусматривали бы исключение из реестра иностранных агентов структуры, которые отказались от зарубежных денег. Как уже писала «НГ» (см. номер от 30.01.15), в СПЧ были подготовлены такие поправки, но правозащитники хотели согласовать их с Минюстом. Напомним, 5 декабря на встрече с правозащитниками и региональными омбудсменами президент Владимир Путин согласился с тем, что процедуру выхода НКО из спецреестра прописать надо. Однако вчера Минюст отчета об исполнении этого поручения не представил. Причина такого молчания стала известна уже к вечеру - соответствующий законопроект внес в ГД сам президент.
На сегодняшний день в списке иноагентов, как известно, находятся 35 организаций. Еще несколько может попасть в него в ближайшее время. Для них предлагается такой механизм - для вычеркивания из спецреестра надо не получать грантов из-за границы целый год. Или же отказаться от них в течение первых трех месяцев после занесения в список иноагентов. Естественно, что доброе имя НКО может быть восстановлено лишь после внепланой проверки Минюста.
По словам члена Общественной палаты Елены Тополевой-Солдуновой, в Минюсте в последнее время действительно уходили от ответов на эту тему: «Мы знаем, что работа предстоит серьезная. Речь идет именно о новом законе об НКО. Однако на эту тему слишком много споров. Поэтому в результате пока получаются лишь теоретические обсуждения».
По ее словам, нынешний закон об НКО противоречит в некоторых частях новой версии Гражданского кодекса. Поэтому необходимо или менять этот кодекс в части определения юридических лиц, но это займет слишком много времени, или же целиком исправлять закон об НКО, а то и заменять его на новый. На последнем, собственно, и настаивают правозащитники. Над редакцией нового закона уже работают в СПЧ. Тополева-Солдунова уточнила, что в нем пока не прописано разделение НКО на политические и социально ориентированные, хотя на этом и настаивают в Общественной палате РФ. «Учитывая отношение правозащитников к такому разделению, возможно, прописывать его и вовсе не будут. Но пока говорить об этом рано», – заметила она.