По информации «НГ», сегодня в Госдуму будет внесена новая редакция общей части Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Нынешний кодекс столько раз перекроен и заштопан вдоль и поперек, что создает в нем внутренние противоречия и крайне осложняет его правоприменение.
Принять этот раздел нового КоАП Госдума планирует в эту весеннюю сессию. Дальнейшая работа над его специальной частью будет продвигаться поэтапно – депутаты намерены принимать одну главу КоАП за другой, хотя, может быть, и не в порядке их номеров. За поэтапный подход к рассмотрению КоАП выступает и специальная межфракционная рабочая группа, опираясь при этом на думский опыт утверждения новой редакции Гражданского кодекса России.
Новая же редакция КоАП, по словам ее авторов, более четко прописывает разграничение компетенции между органами госвласти Федерации и субъектов РФ: регионы получат право устанавливать свои наказания только за так называемые «менее значительные административные правонарушения».
Помимо традиционных штрафов в новом КоАП появятся три новых вида наказания – это исправительные работы, запрет на посещение определенных общественных мест и запрет на пользование услугами авиаперевозчика в качестве пассажира. Если сейчас в кодексе в основном указываются три субъекта, для которых он действует, – это физические, должностные и юридические лица, то теперь отдельно добавляются индивидуальные предприниматели. Авторы инициативы также предлагают отказаться от жестко ограниченного потолка штрафов, а их размеры и потолки устанавливать в зависимости от категории административного правонарушения.
По словам одного из авторов документа Виктора Лихарева, нынешний текст – это результат серьезного компромисса между фракциями. Разработчики первого его варианта, уже внесенного в Госдуму, – эсэры Михаил Емельянов, Александр Агеев, Александр Бурков, Александр Терентьев – намерены в ближайшее время его отозвать. Они согласились это сделать при условии, что их замечания в дальнейшем будут учтены. «Внесение общей части кодекса в соавторстве с единороссами дает больше шансов на его прохождение. Поэтому решили работать вместе», – заявил Лихарев «НГ». Однако, отметил он, в совместном варианте КоАП оказалось много существенных недостатков. Например, не выделена особо процессуальная часть: «Сначала предлагалось наряду с самим КоАП принять еще и административно-процессуальный кодекс. Теперь этого нет, из-за чего могут возникнуть сложности в правоприменительной практике. Вопрос будет снова поднят после первого чтения».
Есть претензии и к штрафным санкциям: в документе предлагается вернуться к их расчету через минимальную зарплату (МРОТ). «Мы полагаем, что такая система является сложной для правоприменителя, высчитывать сумму штрафов заново нужно будет в зависимости от того, как изменяется МРОТ». Поэтому, подчеркнул Лихарев, в дальнейшем они будут настаивать на введении некой базовой величины, «которая принималась бы раз в год совместно с бюджетом». Такая система, по его словам, уже действует в странах Таможенного союза – Белоруссии и Казахстане. «Также мы не можем согласиться, что в качестве санкции предусмотрена ликвидация юрлица либо индивидуального предпринимателя за административное правонарушение. Эта мера является чересчур серьезной, строгой и не соответствующей требованиям административного наказания. В принципе, нам пообещали подумать над исключением этого пункта», – сказал собеседник «НГ».
Планируется, кстати, что в будущем правонарушения будут разделены на три категории: грубые, значительные и менее значительные. Каждому из них будет соответствовать свой предел наказания. Например, штраф за грубые нарушения (в новой редакции это деяние, которое создает угрозу жизни или здоровью людей, национальной безопасности) может достигать 100 тыс. руб. Однако Лихарев прежде всего недоволен определением самого понятия административного правонарушения как общественно вредного деяния: «Мы хотим, чтобы осталась та дефиниция, которая была в действующем КоАП. Иначе, я уверен, возникнет полемика и скандалы».
Правозащитник Владимир Осечкин и депутат от ЛДПР Иван Сухарев планируют внести собственную поправку в новый КоАП уже в ходе его предварительного обсуждения. «Сегодня нет гарантии, что правозащитник не пострадает от общения с заключенными. Есть случаи, когда зэки сами звонили по просьбе администрации тюрем, а в результате страдали наблюдатели, на них возбуждали уголовные дела. Суть этих поправок – сделать доступными эти звонки, и вообще законным любое общение с заключенными». Осечкин вообще-то был возмущен тем, что КоАП не прошел широкое обсуждение: «Я не слышал, чтобы что-то подобное проводилось. Документ готовился в кулуарах и без участия экспертного сообщества. Поэтому у нас есть опасения насчет его адекватности».
По словам главы юрслужбы КПРФ Вадима Соловьева, эти опасения правозащитников вполне обоснованы. В новой версии КоАП, по его словам, значительно усилена ответственность за проведение протестных акций: «Они караются и штрафами до 300 тыс. руб., и арестами до 15 суток. Также предусмотрены и общественные работы». Также, по его словам, в КоАП переведут и ряд экономических преступлений из Уголовного кодекса: «После выступления президента, где он просит ослабить давление на бизнес, у власти есть задача – как можно меньше кошмарить предпринимателей, вот потому некоторые статьи и переводятся «в административку», чтобы таким образом уменьшить количество уголовных дел».