Спецреестр на сайте Минюста пополняется медленно, но верно. Фото Марии Кондратьевой
Минюст все-таки занес крупнейшую правозащитную организацию «За права человека» в реестр иностранных агентов. Ее руководитель Лев Пономарев полагает, что власти тем самым отплатили ему за его позицию по Украине. Теперь, по информации «НГ», правозащитник намерен обжаловать положения закона о некоммерческих организациях (НКО) в Конституционном суде (КС).
По итогам внеплановой проверки движения «За права человека» Минюст зачислил его в реестр иностранных агентов. Теперь организацию ожидают более тщательные проверки и усиленная отчетность. Лев Пономарев заявил «НГ», что он не просто не согласен с решением Минюста, он намерен отстаивать свою позицию в суде, в том числе и Конституционном. Если же суды его не поддержат, то правозащитник грозит вообще закрыть свой фонд.
По его словам, последние два года его организация существует лишь за счет президентских грантов и не участвует в политической жизни страны. И все же чиновникам удалось найти след иностранного спонсорства. Дело в том, что в уходящем году Пономарев получал несколько частных зарубежных пожертвований на сумму около 10 тыс. долл. Эти деньги, отметил он, пошли на оплату адвокатов, коммунальные платежи и покупку оборудования. «Однако в Минюсте мне сказали, что этого достаточно для зачисления в реестр», – подчеркнул Пономарев. Он пояснил: «В законе об НКО не говорится, какую конкретно сумму нужно получить, чтобы это стало основанием для занесения в реестр. Это может быть и 1 долл.». Правозащитник уверен, что необходим определенный конкретный минимум. Поэтому он решил обратиться в Конституционный суд, чтобы оспорить эту норму закона об НКО.
Пономарев также будет обжаловать «на всех уровнях» и само решение Минюста. В ведомстве ему сообщили, что он должен также заплатить штраф – речь идет о сумме в размере от 300 до 500 тыс. руб. – за то, что он сам не признал себя иностранным агентом. «Ко вторнику Минюст пообещал составить протокол об административном правонарушении за то, что я сам добровольно не признал себя иноагентом. Как правило, в этом случае предполагается крупный штраф. Таким образом, могут обанкротить мою организацию», – сказал лидер движения «За права человека». За поддержкой он уже обратился к адвокату Генри Резнику, и тот согласился представлять его интересы в суде. На ситуацию отреагировала и уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова, она заявила, что намерена оказать в рамках своего мандата содействие движению Пономарева.
По словам члена президентского Совета по правам человека (СПЧ) Сергея Кривенко, зачисление движения «За права человека» в спецреестр стало для него неожиданностью: «Когда мы сдавали документы «Мемориала» в Минюст, там нам даже ставили в пример отчетность организации Пономарева, мол, вот как все аккуратно у них сделано». Эксперт подчеркнул, что в стране продолжается преследование гражданского общества. Минюст, по его словам, превратился в репрессивный и карательный орган, «дающий возможность чиновникам расправляться с теми, кто вмешивается и якобы мешает их работе».
По словам другого члена СПЧ Ильи Шаблинского, в результате социально-экономического кризиса недовольство общественности растет, поэтому, «чтобы не подогревать его, решили форсировать процесс ликвидации этой структуры, критикующей власть». Он отметил, что фонд «За права человека» и другие подобные структуры нужны для постоянного контроля за нарушениями в местах лишения свободы. Например, на прошлой неделе члены СПЧ пытались встретиться с заключенным Владимиром Некрасовым в Краснодарском СИЗО № 1. Его жестоко избили, оторвали ему ушную раковину, а потом бросили в карцер. За несколько же дней до приезда правозащитников гражданина перевезли в другой город. «Это показательная история: мы видим, что сегодня один СПЧ не может справиться с такой позицией руководства тюрем и СИЗО», – сказал он. По информации «НГ», сегодня Шаблинский тоже обратится в КС с просьбой разъяснить его прежнее постановление по поводу НКО, исполняющих функции иностранного агента, а также уточнить, должен ли законодатель предусмотреть процедуру их выхода из реестра.
Сам Пономарев назвал происходящее политическим заказом. Причем, по его словам, он не связан с родом его деятельности. По мнению Пономарева, внимание властей привлекли его неоднократные резкие высказывания о событиях в Украине. «Мы прекрасно знаем, что в ходе военных действий там погибают наши солдаты. И видим, какое давление оказывается на тех, кто об этом говорит», – заявил он. Пономарев напомнил историю правозащитницы Людмилы Богатенковой, которая передала в СПЧ список якобы погибших российских солдат. Сам он подписал недавно документ Конгресса интеллигенции, в котором осуждаются военные действия: «И, похоже, поставив свою подпись, я сам себе и подписал приговор».