С точки зрения властей Общественная палата РФ – это и есть гражданское общество. Фото с сайта www.oprf.ru
Сразу после Послания Федеральному собранию президент встретится с правозащитниками и должностными лицами, отвечающими за эту сферу. Между тем вчера в Москве начал работу Съезд российских некоммерческих организаций (НКО), на котором тоже обсуждается проблема взаимодействия гражданского общества с государством.
Президент Владимир Путин 5 декабря встретится с рядом правозащитников и представителями Совета по правам человека (СПЧ). Во встрече также примут участие уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова, уполномоченный по правам детей Павел Астахов, уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов и интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. «Темы на встрече предполагаются самые разнообразные. Будем обсуждать организацию работы в сфере защиты прав человека, укрепление государственной системы защиты прав человека. Речь пойдет об укреплении статусов региональных уполномоченных по правам человека», – сказала вчера Памфилова. Будет разговор и о налаживании системы эффективной обратной связи между властью и правозащитниками, которых она же сама и уполномочила на работу с людьми.
А вчера в Москве открылся ежегодный Съезд российских НКО, который как раз завершится 5 декабря. В нем принимает участие более тысячи представителей «третьего сектора» из всех регионов страны, делегации НКО из стран СНГ, зарубежных государств, входящих в группу БРИКС и Шанхайскую организацию сотрудничества, а также те общественники из стран Евросоюза, которые не отказываются от сотрудничества с Россией.
Однако первый день съезда прошел не слишком динамично. Ожидалась, что его участники будут и критиковать власть, и искать пути дальнейшего существования в условиях оказываемого на них государством давления. Однако критиковали НКО скорее самих себя. И главная их претензия к себе сводилась к собственному бездействию и незаинтересованности общественной жизнью.
Как говорилось в информационном анонсе мероприятия, главной темой обсуждения предполагалось сделать «проблемы и предложения по повышению эффективности механизмов взаимодействия гражданского общества и власти». Выступить на съезде были приглашены представители Совета Федерации, Госдумы, лидеры различных партий. Однако они там не появились, направив съезду письменные приветствия. Некоторые из делегатов объяснили это попыткой избежать неудобных вопросов. Однако были и те, кто убежден: власть просто не хочет тратить время на то, «что уже давно у нее под пятой». Об этом «НГ» заявил вице-президент Союза конституционалистов, председатель совета Ассоциации политических экспертов и консультантов Алексей Кузьмин: «Проблема отнюдь не в том, что чиновники опасаются услышать острые вопросы, дело в том, что их никто здесь и не станет задавать, даже если они чуть ли не слетают с языка».
Кузьмин назвал взаимоотношения государства и НКО «сплошной имитацией», высказав претензии прежде всего к официозным структурам гражданского общества вроде Общественной палаты (ОП). По его словам, когда он один раз задал руководству ОП вопрос, какова польза от их, по сути, фиктивной конторы, ответ последовал: «Таковы условия». Попытки корреспондента «НГ» вытянуть из участников съезда конкретные предложения по налаживанию работы между ними, государством и гражданами особым успехом так и не увенчались. Представитель одной из НКО, занимающейся просветительской деятельностью, ответил так: «Зачем вам это нужно? Главное ведь любовь, а в политике ее не бывает. Поэтому мы не хотим разбираться и уж тем более участвовать в этих вопросах и вы не забивайте себе голову!» Кузьмин заявил «НГ», что он слабо верит и в успех съезда. По его мнению, предложения, уже озвученные на нем, на 80% коррупционные.
Немного конкретики, впрочем, было. Например, руководитель экспертного совета компании «Инфозащита» Евгений Чанышев сообщил о том, что по поручению президента в законе об общественном контроле могут быть сделаны поправки, позволяющие гражданскому обществу анализировать обсуждаемые в Госдуме законопроекты, в том числе и после первого их парламентского чтения, когда они нередко и меняют свое содержание на противоположное. А еще Чанышев потребовал, чтобы НКО стали субъектами этого самого общественного контроля, права на который они сейчас не имеют, потому что он отдан федеральной и региональным ОП, а также общественным советам при органах власти. Он заявил, что эти структуры совершенно не справляются со своими обязанностями. По его мнению, это главная ошибка, сделанная в данном законе.
Ему резко ответил председатель ОП Москвы Александр Шарлай: дескать, члены общественных палат проходят жесткий отбор. «А что собой будут представлять эти НКО? Ведь они могут состоять всего-то из пары человек». Шарлай пояснил представителям «третьего сектора», что в своих проблемах они во многом виноваты сами: «Когда у нас проходила реформа науки или образования, где вы все были? Вы и должны были вносить предложения властям, а почему-то не стали».