Почти половина респондентов не удивилась бы присутствию в Донбассе российских войск. Фото Reuters
Согласно опросу Левада-Центра, большинство респондентов не считают Россию ответственной за ситуацию на юго-востоке Украины и не согласны с тем, что наша страна ведет информационную войну против киевских властей. А известие об участии в конфликте Вооруженных сил РФ встретило бы у без малого половины опрошенных в целом положительный отклик. Таким образом, выявленный срез общественного мнения россиян в основном соответствует основным тезисам государственной телепропаганды.
Очередной соцопрос об отношении россиян к событиям в Украине Левада-Центр провел в середине ноября. Выяснилось, что 58% и 61% уверены: Киев воюет с народом Донбасса, и этот народ ему и противостоит. С тем, что война идет против России, заявили 18%, 14% упомянули сепаратистов. Однако в ответ на вопрос, кто же воюет с Киевом, о России сказали лишь 6%, тогда как 17% противниками украинской власти назвали ополченцев.
Заместитель директора Левада-Центра Алексей Гражданкин пояснил, что о войне Украины с Россией говорят те россияне, которые уверены, что именно так считают в Киеве, а цифра в 6% – настоящий показатель количества думающих так на полном серьезе.
Любопытны и данные опроса в отношении информационных войн. С тем что наша страна ведет ее против Украины, в общем и целом согласны 24%, так или иначе против такой точки зрения – 64%. А на вопрос, ведется ли такая война против России со стороны и Украины, и Запада, ответили положительно более 85%. «Вести войну – это когда войну ведут против нас, а мы обороняемся. В данном случае распределение ответов говорит, что в противостоянии информационном одна сторона по большей части как бы говорит правду, а другая – все время лжет. Те, кто ведет войну, те и лгут, а те, кто защищает правое дело, отстаивают правду», – так объяснил логику людей социолог.
Интересно, что с августа, когда Левада-Центр и стал проводить опросы на тему войны на юго-востоке, практически не изменилось общее количество тех, кто в принципе уверен, что Россия ответственность за нее не несет. Их 73% против августовских 75. Противников у них гораздо меньше – 18%, и эта цифра три последних месяца не меняется. Гражданкин пояснил, что 73% – это даже не электорат президента Владимира Путина, за которого, по прогнозам, готовы голосовать 61% россиян, а гораздо более широкий слой людей – «те, кто считает, что в данном случае они правы». При этом в целом положительно отнеслись бы к подтверждению информации об участии в конфликте наших подразделений не так уж много респондентов – 45%, тогда как отрицательно восприняли бы этот факт 34%.
Заметим, что приведенные количественные измерения мнений россиян примерно соответствуют качественному содержанию телепропаганды последних месяцев.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин оказался согласен с социологом в том, что при ответах на вопрос, кто с кем воюет, россияне вкладывают в слово «война» различные смыслы. Это же, на его взгляд, относится и к войне информационной, которую ведут агрессоры, а те, кто обороняется, к развязанной войне отношения не имеют.
Поразительную же цифру в 73% – тех, которые считают, что Россия не несет ответственности за кровопролитие в Донбассе, он посчитал тем самым электоратом Путина, «который и сказал, что мы ответственности не несем». «Не случайно у президента в интервью была интересная проговорка, что «мы полностью правы», что правота на нашей стороне. И в обществе очень сильно ощущение собственной правоты, что на стороне России – справедливость и правда», – пояснил эксперт. По мнению Макаркина, все это объясняется не только телевизионной пропагандой, но еще тем, что сейчас у большинства населения развит постимперский синдром, на котором играет власть. «Когда Ельцина на западе принимали хорошо – то это у людей имперских взглядов считалось унизительным, а сейчас по психологическим ощущениям большинства, раз Путина плохо приняли на саммите в Австралии, то нас боятся», - заявил он. Эксперт отметил, что те граждане, которые чувствуют ответственность России за кровопролитие на востоке Украины (18%), – это в основном, люди либеральных взглядов.