Госдума будет бороться с безработицей среди приезжих. Фото РИА Новости
Как стало известно «НГ», в Госдуме может появиться законопроект о пресечении иждивенчества среди беженцев из Украины. Федеральная миграционная служба (ФМС), в свою очередь, готовит инициативы об особом статусе для такой категории иностранных граждан и об ужесточении контроля за ними. В президентском Совете по правам человека (СПЧ) также считают, что в этой сфере пришло время наводить порядок.
По данным ФМС, в России сейчас около 830 тыс. переселенцев из Украины. Из них около 200 тыс. человек получили свидетельство о временном убежище по упрощенной схеме: теперь они могут устроиться на работу без специального разрешения и находиться в РФ в течение года.
Однако в Госдуме недовольны тем, что многие из приезжих предпочитают жить на иждивении у государства. «Они не хотят трудоустраиваться, по абсурдным причинам отказываются от выдвигаемых им предложений», – сообщил «НГ» депутат ГД Роман Худяков (ЛДПР). По его словам, бюджет из-за этого несет убытки – власти оценили траты на содержание беженцев в 6,5 млрд руб. На каждого обитателя пункта временного размещения (ПВР) для беженцев ежедневно выделяется 800 руб.
«Наши граждане в регионах, может быть, и зарабатывают столько же, но они для этого вкалывают на работе с утра до вечера! К тому же эта сумма для беженцев в три раза выше их зарплат на родине», – заявил Худяков. Он уверяет, что придумал, как бороться с ленью приезжих. Депутат готовит законопроект примерно такого содержания: если беженец трижды отказался от предлагаемой ему работы или самостоятельно за год не трудоустроился, пособие не выдается. «Почему наши налогоплательщики должны кормить тунеядцев за свой счет? Лишим их средств – пусть едут обратно», – говорит Худяков. В разговоре с «НГ» депутат подчеркнул, что неоднократно встречался с главами регионов и «от большинства слышал жалобы, мол, приезжих устраивает безработная жизнь».
Однако глава Екатеринбурга Евгений Ройзман заверил «НГ», что с подобными проблемами не сталкивался: «Через мою приемную прошло много беженцев. И большинство из них соглашались на любую работу».
Неохотно ищут работу те, кто не хочет лишаться бесплатного жилья и пособий, пояснил сити-менеджер Орла Михаил Берников. По его словам, «беженцы, обосновавшиеся в России самостоятельно или остановившиеся у родственников, не получают из бюджета ни копейки». Сейчас в Орле функционирует один ПВР, где проживает около 250 человек. «Среди них действительно есть много лентяев, которых не заставишь работать», – говорит Берников. Он сказал, что городское Управление труда и занятости неоднократно предлагало им вакансии – механиков, водителей, ремонтников, строителей, токарей. Выбор профессий есть, посетовал он, а спрос на них у беженцев небольшой.
В прошлом месяце замминистра труда и соцзащиты Андрей Пудов заявил, что в России нашли работу около 103 тыс. вынужденных переселенцев. Те, кто отказывается работать, как правило, утверждают, что не видят своего будущего в России и собираются покинуть страну в ближайшее время. Однако, по данным главы ФМС Константина Ромодановского, количество вернувшихся на родину незначительно: «Если въезжали тысячи, то выезжают единицы».
Предложение ЛДПР о борьбе с тунеядством поддержал председатель комиссии СПЧ по миграционной политике Евгений Бобров. Проблема, по его словам, гораздо серьезней, чем полагают в Госдуме, поскольку работать не хотят даже те, кто покинул ПВР и не получает субсидий от государства. Эти люди, рассказал «НГ» Бобров, перебиваются единичными заработками, некоторые предпочитают кого-нибудь просто ограбить.
В разговоре с «НГ» член Общественного совета при ФМС Владимир Шапошников заявил, что у беженцев завышенные требования к властям: «С их стороны неоднократно звучали требования, чтобы чиновники восстановили им дома на родине».
Между тем, по информации «НГ», в ФМС готовятся два законопроекта о гражданах, ищущих убежище, но не имеющих законных оснований для нахождения на территории РФ. 2 декабря ФМС обсудит их с Госдумой, СПЧ, министерствами и ведомствами. Согласно поправкам, для беженцев из Украины и подобных им приезжих появится новый статус – «временная защита». Вводятся и другие новые понятия – «третья безопасная страна», «члены семьи лица, ищущего убежище, лица, получившего временное убежище». В законопроекте указывается, что «часто приезжие, покинувшие Центры временного размещения, продолжают находиться на российской территории с неурегулированным статусом и повторно обращаются с ходатайством о признании беженцем». В будущем таким нарушителям может грозить выдворение из России.