0
4051
Газета Политика Интернет-версия

20.11.2014 00:01:00

В Минюсте появится новый отдел

Тэги: минюст, иностранные агенты, нко, правозащитники, агора, голос


Сегодня представители Amnesty International доставят письмо солидарности, подписанное более чем сотней некоммерческих организаций (НКО) из разных стран в администрацию президента России. В Минюсте тем временем для работы с иностранными агентами в рядах НКО создается специальный отдел.

О том, что в Минюсте – в составе Департамента по делам некоммерческих организаций – появится отдел по делам иностранных агентов, «НГ» сообщил глава правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. «Мы узнали об этом потому, что из этого отдела нашему адвокату, представляющему интересы ассоциации «Голос», Рамелю Ахметгалиеву позвонил сотрудник для того, чтобы рассказать, какова судьба его заявления по «Голосу», отправленного в Минюст некоторое время назад». По словам Чикова, чиновник и представился сотрудником отдела по делам иностранных агентов.

На сайте ведомства Александра Коновалова, такой отдел пока не значится. От самого Минюста добиться какого-то определенного ответа оказалось сложно, было сделано четыре попытки задать вопрос в различных инстанциях, пока наконец сотрудник отдела НКО Главного управления Минюста по Москве Александр Майоров не пояснил: «Отдел пока еще не сформирован, а в проекте, я думаю, он есть. Определенно разрабатывается».

Тем временем в ассоциации «Голос» «НГ» заявили, что если такой отдел и будет создан, то только для того, чтобы еще больше усложнить жизнь НКО. Заместитель гендиректора «Голоса» Григорий Мельконьянц подчеркнул: «Создание отдела говорит о том, что Минюст намерен серьезно этим вопросом заниматься. И не исключено, что стоит задача не просто увеличивать количество организаций в спецреестре, а заниматься жестким контролем так называемых иностранных агентов». То есть, по его словам, «отслеживать их публикации, интервью, выступления, все их действия анализировать, чтобы если НКО где-то не указывает, что выполняет функции иноагента, то привлекать к ответственности». Мельконьянц считает, что у Минюста отношение к НКО репрессивное.

В качестве примера он привел историю с отчетностью ряда НКО. Напомним, что они, в том числе и сам «Голос», получили уведомления о необходимости явиться 19 ноября в Минюст. Организации были обвинены в том, что они как иностранные агенты не представили в срок отчеты о своем финансировании. И таким образом нарушили закон. Среди подозреваемых оказались также Фонд свободы информации и «Солдатские матери Санкт-Петербурга». За нарушение им полагался штраф на сумму до 300 тыс. руб.

Мельконьянц пояснил, что на самом деле организации представили отчеты вовремя, однако почему-то у Минюста эта информация не сохраняется: «Как я понимаю, у них там какой-то сбой или просто плохая организация работы». По его мнению, это говорит, с одной стороны, о низкой профессиональной квалификации сотрудников Минюста, «которые даже конверты не сохраняют», а во-вторых, это такой элемент давления на НКО, чтобы они занимались бесконечными оправданиями.

Это тем более выглядит странно потому, что, как пояснил он, Минюст подключен к сети Росфинмониторинга, который отслеживает в режиме реального времени все платежи не только НКО, но и коммерческих организаций.

С самого «Голоса» обязанность явиться в Минюст, впрочем, сняли. Выяснилось, что «это недоразумение, потому что все необходимые бумаги у них есть, что у них какая-то ошибка по нам».

Репрессивный характер, по мнению Мельконьянца, носит и сам закон об НКО, где нет процедуры выхода из реестра иностранных агентов. По мнению эксперта, процедура выхода должна быть максимально упрощена: предоставила организация справку из банка, что нет иностранного финансирования, – и исключается автоматически.

Как сообщил «НГ» Чиков, по вопросу выхода «Голоса» из такого реестра Минюст обещал ответить до 27 ноября. Каким образом это будет происходить, и Чиков, и сам Мельконьянц ответить затруднились.

Отметим, что, несмотря на поручение президента, процедура исключения из реестра иностранных агентов не прописана, хотя сам закон существует уже два года. Так что даже те НКО, которые смогли бы доказать отсутствие иностранного финансирования, все равно в нем оставались бы, как это сейчас происходит с «Голосом». Так что добиться своего исключения из реестра пока, получается, можно только через ликвидацию организации. В то же время, чтобы прописать процедуру выхода, не нужно даже писать отдельный закон. Как объяснил «НГ» источник из юридических кругов, в законе есть ссылка на подзаконный акт Минюста. В этом положении достаточно и было бы прописать двумя строчками процедуру исключения. Например, если организация представляет отчет за полгода, а в нем говорится, что иностранного финансирования нет и проверка Минюста это подтверждает, то НКО из спецреестра исчезает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1939
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1224
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
906
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1202

Другие новости