О том, что было в Москве 3-4 октября 1993 года, знают многие, но подробности событий постепенно забываются. Фото Reuters
Мнения россиян о событиях 3–4 октября 1993 года остаются различными, но спор о причинах столкновений в центре Москвы, похоже, ушел из политики в историю. Резких скачков числа сторонников той или иной точки зрения нет, показал опрос, проведенный Левада-Центром. Но боевые действия на юго-востоке Украины повлияли на рост доли тех, кто осуждает применение военной силы для наведения порядка. Но это означает, что люди начали забывать, насколько острым было тогдашнее политическое противостояние.
Левада-Центр 19–22 сентября провел опрос 1600 человек из 134 населенных пунктов 46 субъектов РФ, попросив их вспомнить виновников и оценить причины событий 3–4 октября в Москве, когда политическое противостояние между президентом РФ Борисом Ельциным и Верховным советом переросло в вооруженное противостояние на улицах. Выяснилось, что чуть менее трети респондентов (30%) поминают в этой связи общий развал страны, начатый при Михаиле Горбачеве, а 24% винят исключительно Кремль. Социологи указывают, что примерно такое же мнение было и все последние годы. Да и точка зрения, что бывшие председатель парламента Руслан Хасбулатов и вице-президент Александр Руцкой стремились удержать власть, а потому пошли на вооруженное сопротивление, популярности не теряет. Ее разделяют 12% – примерно столько же, сколько и три-пять лет назад.
Сохраняется и взгляд на октябрь 93-го как на попытку реванша коммунистических и прочих экстремистских сил. Напомним, что при Ельцине это была официальная позиция власти. К началу нулевых годов, по данным социологов, ее сторонники практически исчезли, но потом их снова стало около 10%. Тех, кто затруднялся все эти 20 лет определить свое отношение, по-прежнему от четверти до трети опрашиваемых, а в этом году – 27%. Примерно треть все это время затрудняется сказать, кто же в 1993 году был прав. Приблизительно одинаковыми остаются пропорции сторонников правоты Ельцина и, наоборот, парламента, а также тех, кому не нравится никто из этих противников или, напротив, тех, кто признает свою правду и за теми, и за другими. Короче говоря, хорошо заметно, что текущая политика на оценку россиянами событий не столь далекого прошлого в общем-то не влияет, а стало быть, эти события ушли в историю.
Есть, правда, одно исключение, хорошо заметное по опросу Левада-Центра, когда политическая конъюнктура на мнение респондентов повлияла. Речь идет о вопросе: «Оправданно ли было применение военной силы для достижения контроля над ситуацией противостояния внутри власти?» Совершенно очевидно, что информационная политика госканалов, полгода объясняющих, что киевским властям ни в коем случае нельзя было идти на юго-восток с оружием, ретроспективно отразилась и во взгляде на октябрь 93-го. 62% настаивают, что стрельба по Белому дому не была оправданной, хотя два года назад таковых было 54%. Однако это исключение лишь подтверждает вывод об уходе «кровавого октября» в письменное прошлое. Потому что живую память текущие события корректировать не могут.