Фото Reuters
Федеральный канцлер Ангела Меркель посетит завтра украинскую столицу по приглашению президента Петра Порошенко. Как объявлено в Берлине, в центре предстоящих переговоров с ним и другими представителями украинской власти будет ситуация на юго-востоке Украины и отношения с Россией, а также вопросы помощи.
Решение о визите в Киев принималось не без колебаний. Учитывались опасения, как бы это не помешало посреднической роли Меркель в украинском конфликте. Приглашение было настойчиво обновлено Порошенко в телефонном разговоре с канцлерин 16 августа, а положительный ответ на него дан 20-го. Очевидно, в прямой корреляции с объявленной днем раньше встречей по линии Таможенного союза с участием как российского, так и украинского президентов, которая состоится 26 августа в Минске.
Представитель Федерального правительства Штефан Зайберт приветствовал это предстоящее событие. Он подчеркнул важность личного контакта президентов Путина и Порошенко с целью «поиска политического решения конфликта». Немецкая пресса тоже связывает надежду на сдвиг усилий по урегулированию конфликта в Украине с мертвой точки преимущественно с минской встречей. На этом фоне некоторые комментаторы рассматривают поездку канцлерин в Киев как увертюру, предваряющую новую полосу переговоров – разноформатных, но на высшем уровне.
Ожидать от самого киевского свидания каких-либо инициатив, а тем более объявления в присутствии Меркель о прекращении украинской армией военных действий или хотя бы бесчеловечного обстрела жилых кварталов в городах, по-видимому, не приходится. Действующей украинской власти важнее всего продемонстрировать этим визитом поддержку ее линии и действий со стороны самой экономически мощной и политически влиятельной державы ЕС и ее авторитетного лидера.
Однако, предупреждает Spiegel, «канцлерин придется последить, чтобы Киев не использовал на свой лад ее визит». Berliner Zeitung объясняет это подробнее: «При всей симпатии и солидарности с украинским руководством канцлерин не должна допустить такого, чтобы стать стороной в конфликте с Россией. Иначе роль Германии как важнейшего посредника в этом кризисе, к которому прислушиваются как в Киеве, так и в Москве, будет поставлена на карту».
Озабоченность, очевидно, имеет основание. Киевские власти немало рассчитывают не только на политическую и экономическую, но в дополнение к американской и на военную поддержку Берлина. Накануне визита Меркель глава украинского МИДа Павел Климкин поведал кельнской газете Express, что «было бы логично предоставить Украине для подавления терроризма техническую и военную помощь наподобие той, какая предоставляется сейчас Ираку». Не исключено, что какой-то закулисный разговор об этом идет. Не с потолка же министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен вдруг сказала на днях, что не исключает поставок вооружения Украине, хотя и оговорилась, что автоматизма в решении таких дел быть не может.
Скорее всего этого пока и не будет. Трудно представить, чтобы в стране, большой регион которой охвачен войной, канцлерин стала обсуждать поставки вооружения. Ее сдержанность в отношении военной тематики вновь проявилась в понедельник в ходе визита в Латвию. Заверяя там для успокоения прибалтов о гарантированной защите со стороны НАТО, она в то же время высказалась против размещения в этих странах на постоянной основе дополнительных контингентов альянса. Предложения о наращивании натовской военной мускулатуры близ границ России преподносятся, как известно, под украинские события. Но центральная установка Ангелы Меркель, ориентированная на политическое урегулирование украинского кризиса, пока остается.
Несмотря на очевидные трудности, в Берлине официально считают, что кризис можно разрешить. Если же канцлерин удастся побудить украинское руководство содействовать этому, то ее субботний визит в Киев может поспособствовать и атмосфере минской встречи. А то и означать после Риги и Киева, как считает немецкий аналитик Хольгер Шмале, переход от телефонной дипломатии к дипломатии личных визитов со следующим пунктом – Москвой.