Алексею Навальному грозит новая мера пресечения. Фото Reuters
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) уличила оппозиционера Алексея Навального в использовании Интернета. О нарушении условий домашнего ареста ведомство сразу же поставило в известность Следственный комитет (СК) и Генпрокуратуру. Если информация подтвердится, политик может оказаться под стражей. Впрочем, эксперты сомневаются, что сотрудники ФСИН сумеют представить суду доказательства.
Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции, контролирующие режим пребывания Навального под домашним арестом, сообщили следователям и прокурорам, что он мог воспользоваться Интернетом, несмотря на запрет. Если информация подтвердится, Навальный может оказаться под стражей, считает юрист Дмитрий Крайнев. Соответствующее решение должен вынести суд.
Крайнев не считает, что у ведомства есть какие-либо доказательства вины – каким образом сотрудники ФСИН планируют найти «след» Навального в Сети, если помимо оппозиционера Интернетом могла воспользоваться его жена Юлия? Ведомство не разглашает подробностей. «Разве что они предъявят суду видеозапись, – говорит юрист. – Для этого пришлось бы поставить камеры в доме. Но если Навальный об этом не знал, это уже будет считаться нарушением его прав». Следовательно, суд не сможет принять такие «доказательства».
Крайнев отметил в беседе с «НГ», что власти поставили перед собой цель «изолировать Навального от общества и запретить высказывать собственное мнение». Крайнев подчеркивает, что «Навальный развернул чересчур кипучую деятельность – как в жизни, так и в Интернете, высказывая свою позицию по острым политическим моментам». Но домашний арест, как известно, никогда не являлся законным поводом ограничить общение через Интернет. Если только судья, по собственному желанию, не установит этот запрет.
«Суды вообще не могут запретить пользоваться Интернетом, поскольку они сами периодически извещают домашних арестантов через электронную почту», – отметил в беседе с «НГ» федеральный судья Дмитрий Новиков. Он и сам находился под стражей – судья в тот период свободно общался с журналистами, пересылал им комментарии и интервью по электронной почте. Причем делал это официально, через следственные органы.
«А если человек захочет написать обращение в Следственный комитет, Генпрокуратуру либо своему адвокату, но не может выйти из дома? А если он пользуется Интернетом с целью направить жалобу в исполнительный орган? Обычная почта, как известно, приходит через две-три недели и часто теряется», – говорит судья. В этом случае, по его словам, запрет на пользование Интернетом равен ограничению прав человека на обращение в ведомства с официальными просьбами. А вместе с тем и ограничение прав на его защиту.
Кстати, по словам Новикова, в прошлом суды редко назначали домашний арест как меру наказания. Ее популярность выросла после событий на Манежной, Болотной площади: «Причем даже в этих случаях Интернет, как правило, не запрещался, поскольку для этого судам нужно аргументировать строгую изоляцию».
«НГ» поинтересовалась у судьи – насколько обоснованы претензии ФСИН к Навальному и во что они могут вылиться? «Если суд признает нарушение со стороны Навального, то его заключат под стражу», – считает судья. По его словам, развитие событий зависит от нескольких факторов: «Одно дело, если судья независим, а следственные органы не заинтересованы в ходе разбирательств. Другое – если все направлено на то, чтобы о человеке забыть, чтобы он публично не смог опровергнуть те или иные действия». Важно, подчеркивает Новиков, какие аргументы будут приводить стороны защиты и обвинения: «Такими темпами Навальному могут запретить пользоваться и водопроводом – ведь через него тоже можно прокричать миру пару оппозиционных лозунгов».
Напомним, Алексей Навальный и его брат Олег обвиняются в мошенничестве по «делу «Ив Роше». По версии следствия, они похитили у компании более 26,7 млн руб. Сторона обвинения в ходе процесса требовала заключить оппозиционера под стражу. Но адвокаты Навального предоставили суду документы – в них говорилось, что фирма не понесла ущерба от действий подсудимых.
4 июня Бабушкинский районный суд рассмотрит еще один иск к Алексею Навальному – о клевете на главу Бабушкинского муниципального округа Москвы Алексея Лисовенко. Чиновник сообщал, что, хотя оппозиционер с 28 марта находится под домашним арестом, он «продолжает общаться со своими сторонниками с помощью социальной сети Twitter и позволяет себе высказывания заведомо ложного характера». «Аккаунты в соцсетях ведутся так называемым коллективным Навальным – его товарищами и женой Юлией», – возмутилась тогда пресс-секретарь Навального Анна Ведута. Подобные обвинения, по ее мнению, направлены на приостановку деятельности Фонда борьбы с коррупцией.