Фото пресс-службы МВД
На сайте Regulation.gov.ru размещен приказ президента по созданию самостоятельных следственных подразделений в райотделах полиции. По предварительным данным, таких структур может быть создано 590. Укрепление в ведомстве Владимира Колокольцева собственного следствия, по мнению экспертов, делает перспективу создания Единого СК еще более туманной.
В пояснительной записке к документу сказано, что цель инициативы МВД – «обеспечение доступности услуг полиции населению и своевременное реагирование на сообщения граждан о совершенных преступлениях». Для этого в составе отделений МВД на районном уровне и предлагается создать «самостоятельные следственные подразделения и подразделения ГИБДД». Планируется также изменить структуру следствия на транспорте – за счет создания в транспортных управлениях следственных отделов.
При этом авторы проекта указа ссылаются на мониторинг, который, в частности, показал, что «в составе отделений МВД России на районном уровне необходимо предусмотреть самостоятельные следственные подразделения и подразделения Госавтоинспекции».
Адвокат Теюб Шарифов напомнил еще один указ президента – о ликвидации управлений МВД по федеральным округам. По мнению собеседника «НГ», реализация нынешней инициативы позволит сокращенным следователям перевестись на госслужбу в регионы. «Опыт, наработанный в федеральных округах, будет использован в районных расследованиях, в уголовных делах. С точки зрения структуры это правильный шаг, поскольку альтернативы сегодня нет – нет Единого СК. Это правильный курс на допуск граждан к правосудию. Но проблема не решится в ближайшее время – может помешать межведомственная конкуренция».
Особенно важна инициатива Колокольцева для российской глубинки, где при райотделах есть только дознаватели, считает Шарифов: «Если преступление попадает в категорию тех, которые должны расследовать следователи, то дознаватель уже не вправе возбудить уголовное дело и взять его в свое производство. Он обязан собрать материал и направить его в районный центр, в городское управление. И уже там решают – возбудить уголовное дело или нет. После чего следователь выезжает в район. Тратится время».
Намерение ведомства расширить собственную следственную площадку отражает тенденцию последнего времени. Силовые структуры проявляют все большую готовность развивать собственные институты расследований. Напомним, что на прошлой неделе глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский с трибуны Госдумы заявил, отвечая на предложение единоросса Михаила Старшинова наделить ФМС функцией дознания, что совсем не возражает против этого, поскольку его служба занимается множеством дел, связанных с махинациями при регистрации граждан. При этом Ромодановский сослался на аналогичный порядок в Федеральной службе судебных приставов, проводящей дознание по своим профильным статьям. Более того, напомнил Ромодановский, в прошлом году ФМС, пользуясь нынешними полномочиями, провела 40 тыс. административных расследований. Министр дал понять – аппарат опытных сотрудников в ведомстве есть.
В Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков уже существует собственный институт дознания, а в Думе лежит законопроект о ФСКН, по структуре очень похожий на закон о полиции, – там подробнейшим образом описываются полномочия собственного следствия. А ведь еще год назад перевод следователей Виктора Иванова в структуру Александра Бастрыкина казалось делом решенным.
Напомним также, что реформа Следственного комитета в последний раз была отодвинута на 2018 год – говорилось, из-за недостатка средств в экономически тяжелый для страны период. А также потому, что к документу «есть много вопросов». Эксперты видят в укреплении следственных подразделений МВД еще один признак того, что законопроект о Едином Следственном комитете отложен в долгий ящик.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин подчеркнул, что МВД не собирается отказываться от функций следствия: «Не только не произойдет ее изъятие, эта функция даже будет усилена. Насколько эта мера окажется эффективной, пока неясно. Так как следствие будет приближено к самому низовому уровню работы МВД, в ведомстве, видимо, рассчитывают, что следователи будут активней реагировать на проблемы взаимодействия с районным руководством».