Артур Парфенчиков готов усовершенствовать механизм выдворения из страны мигрантов-нарушителей. Фото ИТАР-ТАСС
Вчера врио мэра столицы Сергей Собянин заявил о намерении московского правительства ужесточить миграционное законодательство. О проблемах в этой области сегодня доложит на коллегии Федеральной миграционной службы (ФМС) ее глава Константин Ромодановский. В субботу в Санкт-Петербурге он обсудит ситуацию с европейскими коллегами. Как стало известно «НГ», Федеральная служба судебных приставов (ФССП) работает над законодательными инициативами, призванными упростить процедуру выдворения из страны нарушителей миграционного законодательства. По мнению экспертов, разнонаправленные усилия властей обнуляются размытыми законами и отсутствием четкой процедуры их исполнения.Проблемы незаконной миграции обсуждаются на уровне разных ведомств в ежедневном режиме. А россияне с той же частотой наблюдают ТВ-сюжеты с задержанием групп мигрантов, прячущихся по подвалам, строительным площадкам и рынкам.
Поводом для очередного ужесточения столичного законодательства в этой области стала недавняя авария, в которой при столкновении рейсового автобуса с грузовиком, за рулем которого сидел представитель ближнего зарубежья, погибли 18 пассажиров. «Мы предлагаем выдворять из страны и не разрешать въезд в Россию мигрантам, которые систематически нарушают наше административное законодательство», – сказал вчера Сергей Собянин.
Процедуру выдворения проштрафившихся мигрантов считают неудовлетворительной и в ФССП. Замдиректора Федеральной службы судебных приставов Татьяна Игнатьева рассказала «НГ», что в стране катастрофически не хватает спецприемников, куда помещают подлежащих высылке мигрантов: «Если суд не помещает нарушителя-мигранта в спецучреждение, он, как правило, выходит из суда и растворяется в пространстве. И потом мы его объявляем в розыск, чтобы найти и выдворить». Может возникнуть ситуация, говорит Игнатьева, при которой «приставы приходят в спецприемник, а там все занято».
Непроработанность техники выдворения иностранцев-правонарушителей считает слабым звеном нынешней системы миграционного контроля и президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов: «По отношению к массе прибывающих незаконных мигрантов в систему депортации попадает очевидное меньшинство. И уже сейчас этот механизм буксует». По мнению эксперта, России следует поучиться у Европы, которая по периметру Шенгенской зоны окружена мощными фильтрационными лагерями. На Западе, подчеркивает эксперт, четко работают в этом плане с большим количеством людей: «Там создана инфраструктура, которой пока у нас нет».
Насколько трудно решить эту часть проблемы? По мнению главы «ФинЭкспертизы» Агвана Микаеляна, обилие незанятого пространства в России позволяет заняться вопросом создания лагерей давным-давно. И дело не только в заброшенных заводских территориях, отмечает эксперт: «Завод надо чистить, переквалифицировать из промышленных помещений в жилье – это целая история с географией. На самом деле должна быть создана инженерно-подготовленная площадка, куда подведены только канализация и электричество. А все остальное – это быстровозводимые домики, там ведь не капитальным строительством надо заниматься».
Несмотря на обилие разговоров на тему незаконной миграции, проблема не решается. Создается впечатление, что за ними ничего нет. Хотя в мире имеются методики, в соответствии с которыми правоохранительные органы и суды решают вопросы автоматически. Причина – ясность требований к мигрантам и норм закона, соответствующих тем или иным проступкам и преступлениям. Где можно увидеть у нас такой список? Вместо этого – нелепая процедура выдворения, при которой, объясняет Игнатьева, приговоренный к штрафу и выдворению нарушитель получает 80 дней (почти три месяца!) форы до посадки в самолет.
При этом, сетуют в ФССП, он и штраф не заплатит – потому что на исполнение этой части приговора ему дается 70 дней, включая 10 дней на апелляцию. В оставшиеся 10 суток пристав едва успевает отправить мигранта на родину, купив ему билет – за счет бюджета.
Результат всей этой канители: через прозрачные границы – например, с Казахстаном – и в условиях безвизового режима нарушитель возвращается в Россию. Где его снова и снова начинают искать, ловить, выдворять. Убогие результаты спорадических облав гражданам представляют как эффективную борьбу с незаконной миграцией.
Единственный радикальный механизм борьбы с этим злом – выдворение – работает вхолостую. Процедура нуждается и в совершенствовании, и в финансировании. В ней сегодня много неясного. Прежде всего – для самих мигрантов. Например, на сайте ФМС нет перечня нарушений, которые наказываются депортацией. В пресс-службе ведомства не видят в этом ничего странного. Там отослали корреспондента «НГ» к своду российских законов. Фантастическая картина: любопытствующий мигрант изучает российские кодексы – Уголовный, Административный, Уголовно-процессуальный, чтобы найти по крохам то, что может стать причиной его выдворения.
Соответствующим должно быть и финансирование выдворения. Михаил Ремизов считает, что можно было бы ввести для мигранта систему депозита при въезде, который возвращается при выезде – это стало бы гарантией того, что выдворение будет осуществляться за счет нарушителя. Годится и вариант с общественными работами, которые будут окупать стоимость депортации, говорит эксперт.
Мигранты обживаются в центре Москвы.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото) |
Таким образом, вместо четкой системы миграционного контроля мы имеем кашу из благих намерений, криминальных телесюжетов, коррупции, ведомственных инициатив и лицемерных вздохов по поводу того, что «без мигрантов – никуда». От всего этого жизнь россиян не становится более комфортной и безопасной. У граждан крепнет уверенность, что государство не способно их защитить. И возникает соблазн прислушаться к тем, кто предлагает простые решения самого ксенофобского содержания. А ведь нужна всего лишь процедура допуска и выдворения мигрантов. И ее финансирование. Потому что если мы не будем за это платить, то начнем расплачиваться.
Высылка нелегальных мигрантов за рубежом
США Назначается судебное слушание, чтобы установить, подлежит ли данный человек депортации. Министерство внутренней безопасности направляет лицу документ с приглашением в определенный день явиться в суд по делам иммиграции, где указаны основания его привлечения к данной процедуре. После судебного решения лицо подлежит немедленной депортации службами миграционного контроля. При этом в США существует обходящаяся государству в миллиарды долларов система центров временного заключения, ставшая ответом на массовый приток мигрантов в 1980-е.
ФРАНЦИЯ Решение о депортации принимается комиссией префектуры по месту пребывания нелегала или, как исключение, министром внутренних дел. Лицо вызывается в депортационную комиссию специальным бюллетенем, поступающим не менее чем за 15 дней до заседания. Получателя информируют, что он может прибыть с адвокатом, переводчиком или любым другим сопровождающим лицом. Комиссия принимает решение в течение месяца. Мнение комиссии направляется в местную администрацию и самому лицу.
БЕЛЬГИЯ Нелегальный иммигрант получает предписание покинуть территорию страны до определенной даты. В каждом случае срок индивидуален. Мигрант также может написать письмо о продлении срока. Он предупрежден, что если не покинет страну в срок, то может быть перемещен в центр содержания мигрантов на время подготовки процедуры депортации. Она должна произойти не позже, чем через два месяца, но может откладываться. Депортируемый имеет право обратиться в суд. В Бельгии есть три центра содержания нелегальных мигрантов – в Брюгге, Льеже и Антверпене. Каждый из них рассчитан на 120–150 человек. Сопротивление депортации чревато штрафом, составляющим от 130 до 1 тыс. евро.