Сергей Гуриев не хочет жить под дамокловым мечом. Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
В субботу стало известно, что экс-глава Российской экономической школы (РЭШ) экономист Сергей Гуриев, находящийся сейчас во Франции, решил не возвращаться в Россию. В пятницу ситуацию с Гуриевым обсуждал президентский Совет по правам человека. Там считают, что происходящее рождает в обществе атмосферу страха и что эксперты не чувствуют себя в безопасности, даже находясь в составе совета.Сергей Гуриев «не считает себя диссидентом»: «Я преподаватель и хочу продолжать им оставаться. Я получил предложение о работе преподавателем в Sciences Po». Следственный комитет России подтвердил, что Гуриева некоторое время назад допрашивали по «делу ЮКОСа». Как рассказали «НГ» в СКР, Гуриев проходит по делу как свидетель.
Судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова сообщила «НГ», что видела постановление об обыске у Гуриева – по делу, возбужденному против Ходорковского еще в 2003 году. Речь шла в документе о претензиях к Гуриеву как к эксперту по второму «делу ЮКОСа». Источник «НГ», близкий к СКР, напомнил, что заключение Совета по правам человека финансировалось фондом Михаила Ходорковского «Открытое общество». Однако, сообщил источник, «даже если и так, то финансирование подобного рода – не уголовно наказуемая вещь». Скорее всего, предположил собеседник «НГ», следствие проверяет «некоторые нюансы по Российской экономической школе», которой руководил Гуриев: «Понятно, что сегодня ни одна школа не может обойтись без финансовых обязательств перед теми организациями, которые ей давали деньги. И, видимо, за что-то здесь зацепившись, следствие дальше начинает рыть. То есть создан повод – в рамках якобы «дела Ходорковского» – зайти к нему в кабинет, зайти домой, еще что-то сделать… Видимо, он решил не дожидаться следственных действий и рванул на Запад». «Дальше понятно, – сказал источник. – Гуриеву, как и Суркову, дали понять: раз ты поддерживаешь другую сторону – тогда чего ты от нас брал-то? И жил хорошо. То есть если ты играешь на противника, то и живи на свои. А тут государство тебя содержит, а ты еще фыркаешь?» В рамках этого дела, подчеркнул источник, могут возникнуть самые разные сюжеты: «Он открыто и публично заявлял о своей поддержке и Навального, и о том, что курс правительства иной, что на выборах идет фальсификация, что Ходорковский незаконно сидит. А какие помимо этого действия предпринимал? Мы не знаем, что он в Нью-Йорке или во Франции обсуждает либо еще где-то – с другими лицами. Видимо, где-то что-то начал говорить, что здесь не понравилось. А разведка же работает, и люди, которые в этом мире крутятся, потом начинают обратную связь давать. Видимо, что-то там не понравилось первым лицам». Гуриеву, заметил собеседник «НГ», необязательно стоять на Болотной площади: «Общение с нужными людьми в высшем эшелоне власти решает гораздо больше вопросов, чем трехчасовое стояние на площади».
В пятницу события, связанные с Гуриевым, обсудил на своем заседании президентский Совет по правам человека. Профессор кафедры конституционного права Высшей школы экономики, член совета Илья Шаблинский в беседе с «НГ» выразил опасение, что президент таким образом хочет показать экспертному сообществу, что экспертные оценки, «которые могут быть опасны и неприятны лично Путину, караются»: «Примерно в 2003 году фонд «Открытое общество» выделил грант Российской экономической школе. А в 2009 году Гуриев в числе еще шести экспертов подписал заключение, подготовленное по инициативе совета, а также по инициативе тогдашнего президента Медведева. Происходящее сегодня выглядит гнусно».
В конце лета должна состояться очередная встреча членов совета с президентом, сообщил Шаблинский, но он «плохо себе представляет, как она в такой атмосфере состоится»: «Будет идти уголовный процесс по «болотному делу» – там 12 человек подсудимых, будет вынесен какой-то приговор по Алексею Навальному – скорее всего обвинительный, будет готовиться уголовное дело по Удальцову и Развозжаеву. Будет, очевидно, еще одно уголовное дело – против экспертов, в частности, Гуриева и других. На заседании совета говорилось о том, что в стране создается атмосфера страха – меня, как и других экспертов, по тем же основаниям, что и Гуриева, можно прижать, запугать, уволить с работы».
По мнению гендиректора Совета по национальной стратегии Валерия Хомякова, «существуют структуры, особо приближенные к Кремлю», и среди них – РЭШ: «Эта система предполагает, что у власти есть люди, которые ее обслуживают, и власть верит, что такие организации могут ей «прикупить» еще и других, которым она тоже будет доверять… Это и есть логика распределения госзаказов на исследования в разных областях. Логика эта порочная, она явно не соответствует тому, для чего вообще выдаются деньги. Их получатели хотят, чтобы им выделили какие-то средства на важные социальные, политические, экономические проекты. Но над ними висит дамоклов меч – мол, если мы сейчас напишем такое, что власти не понравится, нам на следующий год этих заказов не дадут. Все это выглядит убого, даже не по-советски. Вполне возможно, что Гуриев за это и поплатился».