Сергей Гуриев не нужен стране? Фото РИА Новости
Вчера стало известно, что ректор Российской школы экономики (РЭШ) Сергей Гуриев, находящийся за границей, был ранее допрошен в Следственном комитете России (СКР) «в рамках так называемого «дела ЮКОСа». Вчера весь день в Интернете обсуждали тему: означает ли «случай Гуриева» начало новой волны эмиграции из России. Взятый несколько месяцев назад курс на национализацию элит заставляет задуматься, какими еще чертами, кроме отсутствия активов за границей, должны обладать энергичные люди, стремящиеся к руководящим постам в российском государстве. И может ли на них претендовать либерально мыслящая интеллигенция.Возможная отставка и отъезд ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева никак не связаны с политическими событиями в стране, заявил вчера пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «Он очень хорошо известный экономист в РФ, он пользуется заслуженным авторитетом. Как и многие экономисты, он разделяет точки зрения, которые не разделяют другие. Во многом он критически относится к деятельности правительства, к тем или иным экономическим процессам в России, на что как ученый и экономист он имеет полное право. Это его точка зрения, эта тема вообще не относится к отставке».
«НГ» рассматривает три версии происходящего.
Версия № 1. По информации «НГ», история эта может иметь прямое отношение к рассмотрению 6 июня Верховным судом (ВС) жалобы адвокатов ЮКОСа на приговор Хамовнического суда по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. В основе жалобы – ссылка на доклад президентского Совета по правам человека по «делу ЮКОСа». По словам источника «НГ» в окружении экс-руководителей ЮКОСа, «Верховный суд стоит перед непростым выбором. Ему придется либо отменять приговор по второму «делу ЮКОСа», либо проигнорировать доводы адвокатов. Если жалобу удовлетворить – значит, надо отпускать Ходорковского уже сейчас, поскольку обвинение рассыпается. Если не отпускать – надо доказать несостоятельность доклада. Сделать это можно, только скомпрометировав экспертов».
Простой отказ по жалобе, уверен собеседник «НГ», неизбежно вызовет обращение адвокатов Ходорковского и Лебедева в Европейский суд по правам человека, и там обоих могут признать политическими жертвами российской Фемиды. Что автоматически заставит власти объяснять, почему они не могут их освободить. Поскольку у Страсбургского суда появятся серьезные основания для того, чтобы заявить – права Ходорковского были нарушены.
«У «дела ЮКОСа» есть закономерность, – замечает источник «НГ», – на развилках его рассмотрения в разных судебных инстанциях побеждает самый негативный вариант решений».
Между тем вчера Верховный суд сообщил, что наказание, назначенное двумя приговорами Ходорковскому и Лебедеву президиумом Мосгорсуда, было снижено недостаточно: «Уменьшив сумму легализации денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления, президиум Мосгорсуда не решил вопрос о смягчении М. Ходорковскому и П. Лебедеву наказания по данной статье в связи с изменением объемов обвинения, что нельзя признать обоснованным».
Версия № 2. Новое дело Ходорковского. Если доклад будет признан несостоятельным по причине сомнительной репутации экспертов, правоохранительные органы могут обвинить Ходорковского в том, что он финансировал эту работу. «Это беспокоит защитников Ходорковского, – говорит источник «НГ». – Ведь в таком случае получается, что он как бы продолжает заниматься «преступной деятельностью», которая четко организована, и тогда возникает вероятность предъявления Ходорковскому обвинения в «организации преступного сообщества». Кстати, напомнил собеседник «НГ», «Европейский суд обязал Россию пересмотреть «дело Пичугина», и российская Фемида может заявить: «Хорошо, мы так и поступим» – и на стадии пересмотра вписать в «дело Ходорковского».
Источник «НГ», близкий к руководству Следственного комитета, допустил, что Ходорковский не будет освобожден в 2014 году: «Пока неизвестно, произойдет ли это. Теоретически так, но завтра возбудят еще что-нибудь и еще пяток лет дадут – это дело такое. Что они там чудили? Там можно бесконечно дела возбуждать, В 90-е любой шаг был незаконный. Как могла нефтяная компания – огромнейшая в стране – попасть в руки пацана 30-летнего, комсомольца? Разве это законно? Откуда у него первый капитал? Как это могло быть?»
Источник, близкий к адвокатам Ходорковского, рассказал «НГ», что прошел обыск и у одного из его коллег. Адвокат Елена Лукъянова не исключает открытия третьего дела против Ходорковского: «Следственные действия могут проводиться только в рамках некоего уголовного дела. Других следственных действий не может быть. Проведение обысков у экспертов с упоминанием ЮКОСа говорит о том, что некое дело есть. Какое может быть уголовное дело с такой фактурой? Только по воспрепятствованию осуществления правосудия.
Значит, речь идет о том, что некая организованная преступная группа, очевидно, во главе с Ходорковским и Лебедевым, с помощью адвокатов образовали преступную группу, которая препятствует правосудию...» Эксперт предполагает, что в рамках основного «дела ЮКОСа» «еще что-то выделено в отдельное производство – чтобы нейтрализовать адвокатов, специалистов».
Михаил Ходорковский готов к любым неожиданностям в своем деле. Фото Reuters |
Версия № 3. Продолжается атака на Дмитрия Медведева и его «ближний круг». Совсем недавно ушел в отставку вице-премьер Владислав Сурков, курировавший Сколково. Параллельно разразился скандал по поводу баснословных гонораров депутата Ильи Пономарева, полученных от Сколково. Раздавались утверждения, что часть полученных депутатом денег могла пойти на финансирование белоленточного протеста. Вчера источник «НГ» в СКР неожиданно высказал предположение, что Сергей Гуриев, получая гранты на исполнение заказов правительственных ведомств, вполне мог поделиться этими деньгами с оппозиционерами.
Напомним, Гуриев некоторое время назад признался, что помогал деньгами Алексею Навальному. Поэтому вытеснение его за границу может иметь отношение и к этому сюжету – в разгар судебного процесса по «Кировлесу».
Мнение экспертов
Директор Центра политической информации Алексей Мухин уверен: «Власть не рассчитывала, что интерес правоохранительных органов к некоторым сомнительным сделкам вызовет такую нервную реакцию со стороны представителей либерального сообщества и оппозиции. Есть ощущение, что они ждали репрессий, накручивая себя. Репрессий не произошло, но накрутка осталась, и теперь любой косой взгляд со стороны следователя они воспринимают чуть ли не как начало открытия какого-нибудь уголовного дела. Хотя на самом деле речь об этом не идет, насколько мне известно, Гуриева допрашивали в качестве свидетеля». Дело в том, говорит Мухин, что 10 лет назад через Фонд Лужкова РЭШ «получила то ли гранты, то ли какой-то перевод от японцев. Но дело в том, что Гуриев тогда не был главой РЭШ. То есть это не его вина и не его компетенция, что называется. Почему он так среагировал? Пока никто не знает. Я, например, не понимаю».
Однако глава Института современного развития Игорь Юргенс придерживается иного мнения о причинах происходящего: «Гуриев – молодой, энергичный, очень способный экономист, который создал очень успешный проект в Российской экономической школе. Одним из лучших он может быть даже в Европе. И тем не менее он проявлял разумную лояльность к власти – участвуя в открытом правительстве, участвуя в нескольких президентских и околопрезидентских структурах, представляя Россию на Давосском форуме. Все это делал лояльно, патриотично, но со своей точки зрения либерала и своей гражданской позиции». Если такие люди, подчеркивает эксперт, в силу каких-то обстоятельств приостанавливают свое участие в государственных проектах и даже, возможно, покидают страну – это очень печально: «Это начало и продолжение исхода, когда молодые экономисты, а не только физики и химики не находят себя на родине в силу того, что не так себе представляют институциональную среду».
Таким образом, существует несколько версий развития событий, не противоречащих, но дополняющих друг друга. Происходящее вокруг Гуриева может оказаться и попыткой компрометации экспертов доклада правозащитников по «делу ЮКОСа», и стремлением воздействовать на общественное мнение в разгар процесса по «делу Навального», и началом работы Следственного комитета по новому делу против Михаила Ходорковского. Российские власти должны определиться, что полезнее для страны: выдавливать либерально мыслящую часть элиты за границу, оставшись наедине лишь с согласными, – или начать диалог со всеми, кто думает иначе.
Продолжение темы