Сенатор Валерий Рязанский не допустит победы врагов патриотизма. Фото РИА Новости
К сентябрю, заявил вчера глава комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, в Госдуму будет внесен законопроект о патриотическом воспитании граждан. Сегодня над документом работают обе палаты парламента. В Кремле идею одобрили, подчеркнув, правда, что воспитание патриотизма одним законом не исчерпывается. Экспертам будущий закон внушает серьезные опасения. Политические оппоненты единоросса Рязанского считают проект вредным.В представлении сенатора патриотическое воспитание – это «целенаправленная и постоянная деятельность органов госвласти и организаций». А основным положением закона, уверен парламентарий, должна стать «верность гражданина своему Отечеству». В администрации президента слегка удивились заявлению Рязанского: «Это, конечно, хорошо, что парламентарии работают над подобным законом. Но воспитание патриотизма – процесс многогранный, включающий многие аспекты деятельности, и одним законом проблему решить нельзя».
Процесс патриотического воспитания, уверен Рязанский, «не должен иметь отношение только к внешним врагам»: «Надо уметь смотреть и на историю своей страны, признавая ошибки, надо говорить о том, что были и сталинские репрессии, и были политзаключенные – это тоже часть нашей истории. И осознание этих периодов жизни государства также воспитывает в человеке чувство патриотизма». Тезис о врагах патриотизма занимает важное место в рассуждениях сенатора. Враги есть не только внешние, но и внутренние, подчеркивает Рязанский. И такого врага «тоже надо побороть с помощью воспитанного чувства патриотизма». Он сожалеет, что государственная программа патриотического воспитания, принятая еще в 2001 году, переросла в законопроект лишь теперь. Причина затяжки неизвестна, и сенатор лишь намекнул, что «в силу объективных причин этого (внесения закона. – «НГ») не произошло».
Содержанием документа станут, по выражению парламентария, «и память о прошедших войнах, и вопросы создания исторических учебников». А также «вопросы совершенствования деятельности различных общественных организаций, оказывающих содействие армии и флоту». По мнению Рязанского, надо обратиться к практике советских времен, восстановив «проверенные жизнью формы работы в этой сфере».
«Патриотический» законопроект вызывает много вопросов, ответы на которые вчера получить не удалось. Прежде всего непонятно, какое наказание ждет нарушителей странного закона. И кого вообще следует относить к таковым. Тех, кто плохо воспитывает в людях патриотизм? Но где критерии оценки? Количество выезжающих из России на ПМЖ в другие страны? А может, наказанию подлежат сами недостаточно патриотичные граждане? Опять-таки: как и кто займется проверкой патриотических чувств?
Напомним, что в Кремле над решением этих вопросов работает специальное Управление по общественным проектам. А в «Единой России» патриотическим воспитанием давно занимается одноименный клуб. Именно туда посоветовал «НГ» обратиться замруководитьеля аппарата Госдумы единоросс Юрий Шувалов. Сам он ничего не слышал о работе над законом. Глава Патриотического клуба и комитета по безопасности Госдумы Ирина Яровая оказалась недоступна для комментария. Зато ее заместитель - депутат Сергей Попов рассказал «НГ», что работа в Думе над законом находится на уровне «пока концептуальном». Он не в курсе, знают ли в Кремле о работе парламентариев: «Там Яровая этим занимается – мне за нее сложно говорить». Кроме того, выяснилось, что Попов и Яровая (с его слов) не разделяют радикального подхода Рязанского к патриотизму – через ненависть к врагам, внешним и внутренним: «Мы с Яровой подходим к этому вопросу с христианской точки зрения. А это – любовь! Какие враги?» Попову тоже непонятно, как определить критерии патриотической работы: «Мы с Яровой считаем, что надо подходить по-крупному – обсуждать партийные проекты, а не то, сколько лекций прочитано и сколько песен спето». Собеседник «НГ» допускает, что нечеткие критерии определения «градуса патриотизма» могут привести к злоупотреблениям.
Ничего не знают о готовящемся в Думе «патриотическом» проекте в КПРФ. Зампредседателя комитета ГД по конституционному законодательству Вадим Соловьев подтвердил лишь наличие разговоров на эту тему среди депутатов: «Говорят о необходимости выработать общенациональную идею. Чтобы убрать нападки на историю. Но в нынешних условиях принимать такой закон абсолютно нереально. Патриотизм начинается сверху – люди смотрят, что происходит в стране, и это убивает всякое восприятие патриотических идей». Депутат приводит в пример соцопрос на тему: способна ли нынешняя российская армия победить фашизм: «40% респондентов, молодых ребят, ответили, что они бы просто сбежали сразу, если бы война началась. Единороссы могут принять сотню таких законов, но пока не изменится государственная политика, пока не изменятся люди, которые сегодня у власти, – результата не будет».
Глава Института современного развития Игорь Юргенс оценивает «патриотическую» инициативу парламентариев скептически: «Это крайне реакционное явление, потому что патриотизм, так же как и любая вера, рождается из душевных порывов человека, из его воспитания в семье, его окружения. Законом ввести патриотизм – примерно то же самое, что ввести законом только одну религию на территории страны, или царя… Мы это уже проходили: «Самодержавие, православие, народность». Чем все закончилось – понятно». По мнению эксперта, депутаты и сенаторы, вместо того чтобы вкладывать «средства и душу в образование и культуру, хотят отчитаться законом – и трава не расти»: «Потому что расти она просто на одном законе и юридических нормах не будет по определению».
Попытка разработки такого закона, уверен собеседник «НГ», говорит о том, что его авторы не верят русскому народу: «Они считают, что его палками надо куда-то загонять. Это русофобы, потому что не верят в людей, которые при правильном воспитании, безусловно, будут патриотами. Мы возвращаемся к Средним векам, потому что после принятия такого закона понадобится инквизиция: для тех, кто говорит, к примеру, что Пекин – красивый город. Под статьей окажется и тот, кто заявит о желании посетить, к примеру, Вашингтон».
Похоже, с нынешним законопроектом может случиться та же неприятность, что и с законом о защите чувств верующих. Поиски врагов государственного патриотизма могут далеко завести законодателей. Есть много путей воспитания патриотических чувств, но ни один из них не может опираться на бессмысленные законодательные нормы.