Фото с официального сайта партии Единая Россия
Первый год после федерального избирательного цикла, сохранившего доминирование «Единой России» и вернувшего на президентский пост Владимира Путина, опроверг популярные в прошлом прогнозы о неизбежности нового застоя. Сегодня уже очевидно – политическая система страны находится в состоянии динамичной трансформации. Режим ее функционирования включает все более высокие обороты политической конкуренции. Этому способствует не только предельно облегченная процедура создания и регистрации политических партий, но и переход к прямым выборам губернаторов, а также – половины Совета Федерации.Естественно, что новый режим требует от самих инициаторов перемен серьезной адаптации. В каком направлении она проходит, продемонстрировали участие президента Владимира Путина в ростовской конференции Общероссийского народного фронта 29 марта и встреча членов правительства и руководства «Единой России» 4 апреля.
Острота дискуссий на конференции ОНФ определялась самой темой – «Строительство социальной справедливости». Однако проблема в том, что эту самую справедливость нам предстоит строить в изменившемся обществе и в иных глобальных условиях. В условиях жесткой внутри- и внешнеполитической конкуренции.
Именно этот вызов президентскому курсу и обсуждался на встрече руководства ЕР с членами правительства неделю назад. Которая, судя по всему, задает новый и весьма продуктивный формат в отношениях между законодательной и исполнительной ветвями федеральной власти. Суть новизны заключается в том, что эти отношения переводятся в режим «улицы с двусторонним движением».
В традиционном формате ключевые реформаторские инициативы шли, как правило, от правительства с расчетом на то, что фракция большинства в Государственной Думе оформит их в качестве соответствующих законов. В этом вроде бы естественном «разделении труда» таилась одна серьезная проблема. Правительству не всегда удавалось просчитывать прямые политические последствия своих управленческих и экономических решений. А «Единой России» не всегда удавалось эти решения своевременно скорректировать до социально приемлемого вида. Знаменитая история с «монетизацией льгот» – самая наглядная тому иллюстрация.
Ситуация должна быть развернута так, чтобы любое правительственное решение принималось не просто с учетом последствий, а как непосредственный отклик на нужды и потребности народного большинства. И тут ключевая роль принадлежит, безусловно, «Единой России». Партия, имеющая фракции большинства во всех представительных органах власти, начиная с муниципалитетов и заканчивая Федеральным собранием, имеющая своих губернаторов в абсолютном большинстве регионов, – самый надежный «сейсмометр» социальных настроений, ожиданий и запросов. Именно партия может и даже обязана выступать инициатором социально-экономической «повестки», которую затем должна реализовывать исполнительная власть.
Готовность к такому взаимодействию как раз и выразил Дмитрий Медведев, заявив, что мы имеем «первое в истории нашей страны правительство, которое можно назвать партийным хотя бы потому, что его председатель является и председателем правящей партии».
И тут у «Единой России» обнаруживается уникальный ресурс, которым не обладает ни одна другая российская партия. Речь не о пресловутом административном ресурсе, а о ресурсе идейно-организационном. Эта партия, будучи центристски-консервативной, сочетает в себе три платформы: социально-консервативную, государственно-патриотическую, либерально-консервативную. Наличие этих платформ дает возможность обращаться к весьма различным группам электората. А значит – соответствующим образом адаптировать правительственные инициативы к разным идеологическим, социальным и даже территориально-демографическим средам.
«А это, – подчеркнул Медведев, – и есть основа социального консенсуса, основа стабильного развития нашей страны, основа проведения модернизации социальной сферы, экономики, основа того курса, который мы определяем в настоящий момент как консервативный и в то же время модернизационный тренд развития нашего государства».
Помнится, еще не так давно шли толки о необходимости ребрендинга для «Единой России». Сейчас модный тренд – сливать единороссов под будто бы готовый их заменить ОНФ. Понятно, что это лишь слухи. Но они – важная часть политического контекста, влияющие и на настроение партийной элиты, и на активистов на местах, и даже на электорат. Опровержение подобных слухов – не проблема контрпиара, а задача переформатирования самого контекста таким образом, чтобы у подобных слухов просто не оказалось почвы. Задача, предполагающая новую политическую субъектность ЕР в качестве равноправного партнера правительства.
Похоже, что единороссы занялись решением именно этой задачи. С тем чтобы вскоре можно было говорить не только о партийном правительстве, но и о правящей партии. Уже безо всяких кавычек.