Прошлогодний митинг на Чистых прудах дал старт движению «белоленточников».
Фото Reuters
Сегодня у оппозиции юбилей – год назад первый московский митинг «За честные выборы» собрал несколько тысяч человек и перерос в массовые столкновения с полицией. События того дня изменили не только политическую жизнь страны, но и судьбы отдельных его участников. Редакция «НГ» пообщалась с ними: собеседники газеты год спустя намерены вновь собраться на том же месте. Эксперты назвали события прошлого декабря «цветочками»: «ягодки» впереди.
Призыв вновь выйти 5 декабря на Чистые пруды вот уже несколько дней активно распространялся в Twitter и соцсетях. «Встреча не требует согласования, просим прийти без транспарантов, не устраивать митинг или одиночные пикеты, – говорится в группе мероприятия под названием «Точка Невозврата» в Facebook. – Хотим вновь увидеть людей, готовых продолжать борьбу!».
На момент выхода номера в печать в качестве приглашенных фигурировали около 2 тыс. человек, 200 из них заявили, что точно придут. Остальные раздумывают. Отметим, что декабрьский митинг годичной давности также не обещал быть многолюдным – а приглашения на него рассылались тоже через соцсети и блоги. Однако жестокий разгон последовавшего за митингом шествия к Центризбиркому дал старт многотысячным акциям «За честные выборы». Год назад лицо российской оппозиции в корне изменилось – в ее стан влилось огромное количество свежих лиц, самых разных представителей российского общества. Корреспондент «НГ» разыскал тех, для кого тот митинг стал первым в жизни. Но, как оказалось, не последним.
Студентка Наталья Заболотникова начала «оппозиционную карьеру» ровно год назад на Чистых прудах. «Друг был наблюдателем на выборах, рассказал, как приписали 300 голосов «Единой России». Друг был уже не в состоянии пойти, а я, прочитав в чьем-то Twitter про митинг, отправилась протестовать», – рассказывает Наталья. Причем политические протесты в ее жизни продолжаются до сих пор, несмотря на то что многие ее друзья уже не интересуются акциями оппозиции – надоело. «Я же борьбу буду продолжать. Да, у нас фальсифицируют выборы. Теперь, год спустя, все об этом узнали и не боятся открыто обсуждать», – говорит она.
Инженер Ярослав Колобков, для которого декабрьский митинг годичной давности оказался первым в жизни, объяснил «НГ», почему не остался тогда дома: «Надоел беспредел властей, просто подумал – сколько можно терпеть? Собрался и поехал на Чистые пруды». Там он обнаружил тысячи единомышленников, и с тех пор уже год посещает все митинги протеста – ждет, когда сменится власть. Собеседник «НГ» с грустью замечает, что в декабре на акции оппозиции приходили многие его друзья, но впоследствии их гражданская активность сошла на нет – они разочаровались в политике.
Как, например, активистка «Яблока» Мария Ефимова, рассказавшая «НГ», что принципиально не пойдет на новую акцию «За честные выборы»: «Политическое мероприятие превратили в чисто гражданское. Считаю, что оно ни к чему не приведет – я не вижу, чего добились лидеры оппозиции за этот год. Я им не верю…» Год назад ее умонастроения были совсем другими: «Работала наблюдателем и пришла на митинг, взбешенная хамством избирательной комиссии. Узнала, как у «Яблока» воровали голоса». Борьбу с режимом собеседница «НГ» прекращать не намерена – просто она разошлась во взглядах с нынешней повесткой дня несистемной оппозиции.
Сегодня, кстати, в Москве пройдет юбилейная конференция, посвященная вышеупомянутым событиям. В ней примут участие известные журналисты и политики – участники акций за честные выборы: эсэр Дмитрий Гудков, лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов и журналистка Ольга Романова.
В числе приглашенных член Координационного совета оппозиции Илья Яшин. Напомним, с подачи его и блогера Алексея Навального ровно год назад тысячи людей прорвали оцепление и вместо метро направились к зданию Центризбиркома – требовать ответа за фальсификации.
В беседе с «НГ» Яшин заявил, что не сожалеет о своем решении: «Оно дало старт протестному движению в России и цепи последовавших за ним событий. В тот момент, когда люди пошли, они перестали бояться». Подведя по просьбе «НГ» итоги протестного года, Яшин резюмировал: «Не оправдались предсказания, что протест сольется – на улицы по-прежнему выходит достаточно много людей». Собеседник «НГ» указал на неадекватность реакции властей на произошедшие события: «Вместо диалога и борьбы с причинами протеста начали бороться с протестующими».
Замглавы Центра политических технологий Борис Макаренко заметил в беседе с «НГ», что и власть, и общество день 5 декабря 2012 года встретят с абсолютно иной повесткой дня: «Общество четко обозначило новые требования, а власть упустила возможность пойти ему навстречу. Протест, как считают некоторые, не выдохся – он ушел в будущее и стал легитимным в глазах значительной части общества». Поэтому те шесть лет, которые нас ждут – будут кардинально отличаться от предыдущего существования России: «Еще пара топорных реформ, ущемляющих интересы людей, – и события 5 декабря 2011 года покажутся нам цветочками».