Ксения Собчак и Илья Яшин демонстрируют полное единодушие.
Фото ИТАР-ТАСС
В минувшие выходные Координационный совет (КС) оппозиции перенес дату шествия с 8 на 15 декабря. Акцию решили переименовать в Марш свободы, а члены КС тем временем разделились на две группы. Поскольку не могут решить, что лучше – пытаться повлиять на режим или сразу же приступить к его свержению. Эксперты объясняют происходящее желанием КС дистанцироваться от координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова и прогнозируют новой акции успех. А в блогах звучат призывы все равно выйти 8 декабря – несогласованно, на Манежную площадь.
В субботу были определены три основных лозунга грядущей акции: «Долой диктатуру и репрессии», «Свободу политзаключенным» и требование перевыборов федеральных органов власти. Определять маршрут шествия и решать технические вопросы, в том числе и с мэрией, будет оргкомитет. Куда вошли члены КС Алексей Навальный, Геннадий Гудков и сразу три Сергея – Пархоменко, Удальцов и Давидис.
Мест для марша в центре Москвы не так уж много, рассказал «НГ» Сергей Удальцов: «Будем настаивать либо на шествии по Тверской улице, либо по Садовому кольцу – попытаемся его замкнуть».
Отметим, что требование отставки конкретно президента Владимира Путина на заседании КС решили отдельно не упоминать. «Такое требование есть, но по умолчанию – требуем переизбрать все органы госвласти», – прокомментировал в беседе с «НГ» Сергей Давидис. Высказывание обнажило главную интригу заседания, ибо сейчас совет фактически разделился на две почти враждебные друг другу фракции. «В одну из них входят Ксения Собчак и Сергей Пархоменко – сторонники умеренной риторики, призывающие влиять на режим, – говорит Давидис. – Ряд других членов КС высказываются за немедленную смену режима и выдвигают концепцию мирной революции. Их точку зрения высказал член КС Андрей Пионтковский».
На субботнем заседании нашла поддержку более умеренная риторика. Акцию, как и предлагал в интервью «НГ» Сергей Пархоменко (см. номер от 15.11.12), перенесли на 15 декабря. И решили назвать ее Маршем свободы – по предложению Ксении Собчак. А не Маршем миллионов или Юрьевым днем, как предлагалось ранее. Тем самым, полагают наблюдатели, в КС хотят частично дистанцироваться от самодеятельности Удальцова, который первым анонсировал проведение акции именно 8 декабря. По мнению экспертов, главной причиной оттеснения лидера «Левого фронта» на второй план стала не личная неприязнь к нему членов КС, а желание вернуть обратно на протестные акции либеральный электорат. Представители этой части совета жаловались, что состав участников акции за «Честные выборы», прошедшей 15 сентября, несколько полевел.
«Из-за бессмысленных споров о дате проведении акции мы потеряли время на подготовку, – прокомментировал ситуацию Удальцов. – Понятно, что кто-то не хотел голосовать, скажем, за 8-е, только потому, что это Удальцов предложил, – я эти претензии высказал коллегам. Люди в КС еще не притерлись друг к другу».
Между тем в оппозиционных блогах заседание совета, представляющего, как высказываются блогеры, «микроскопическую часть оппозиции», вызвало волну критики. Досталось и члену КС Илье Яшину, которого обвинили в подыгрывании Собчак, и исполняющему обязанности председателя этого органа Алексею Навальному – который, мол, делает там что хочет. А в Facebook уже появились призывы все равно выйти 8 декабря на акцию неповиновения – на Манежную площадь и без всяких согласований.
О своем вероятном неучастии в объединенной акции сообщили вчера в «Другой России» и «Яблоке». «Будем обсуждать. У нас есть установка – под красными флагами не ходить», – прокомментировал лидер «Яблока» Сергей Митрохин.
«Мы получили отнюдь не штаб революции, способный сформулировать альтернативную путинской повестку для России, – сокрушается активист «Солидарности» Павел Шелков, присутствовавший на заседании. – Реальные борцы с криминальным режимом вязнут в соглашательском болоте. Радикальные лозунги типа «Путина в отставку» даже и не обсуждались. А Пархоменко заявил, что, согласно опросам, большинство выходящих на митинги настроены более лояльно к власти, чем члены КС. И якобы если снизить радикализм требований на митингах, то количество протестующих резко возрастет!»
«Собчак и Пархоменко могут приходить с любыми лозунгами – как и все остальные протестующие. Никакого отката в требованиях по сравнению с предыдущими акциями не произошло», – полагает, в свою очередь, Сергей Удальцов.
Насколько радикально настроены участники митингов «За честные выборы»? И какие лозунги будут наиболее приемлемы для них?
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что большее число людей соберет акция с умеренными лозунгами. Такой вывод он сделал, проанализировав предыдущие митинги оппозиции. «На сентябрьской акции преобладали те, кто хотел свалить режим в максимально короткие сроки, – говорит Макаркин. – В то время как на более ранних и соответственно более многочисленных акциях преобладали менее радикальные требования». Эксперт подчеркивает, что некоторые граждане перестали ходить на акции протеста, разочаровавшись в лидерах оппозиции и их эффективности: «При этом они сохранили свое негативное отношение к власти».
У оппозиции сейчас два пути, резюмирует эксперт: «Либо идти за политическим активом, выдвигая требования немедленной отставки Путина, либо расширять политическое влияние. Обратившись к тем, кто хотел бы смены курса, но не соглашается с революционными моментами. Ведь радикализация общества в целом происходит не столь быстрыми темпами».