Экс-министр регионального развития Олег Говорун – инициатор законопроекта о выборах мэров.
Фото РИА Новости
Правительственный законопроект о расширении перечня выборных муниципальных должностей, судя по всему, завис в Государственной Думе. По информации «НГ», в процесс вмешался Кремль. Сейчас проектом предусматривается обязательность выборов глав местных администраций. Вступить в силу новые нормы должны с 2013 года, однако, по данным «НГ», концепция документа подлежит радикальному пересмотру. Например, уже решено, что поголовных выборов мэров быть не должно.
Без малого месяц лежит в Госдуме без движения внесенный правительством Дмитрия Медведева законопроект о прямых выборах мэров. Точная его формулировка – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с расширением перечня выборных муниципальных должностей». Документ предусматривает, что избирать мэров поселков и городов можно будет только на прямых выборах, а не из числа муниципальных депутатов, как сейчас практикуется. Тем не менее еще в конце октября решением совета нижней палаты его первое чтение было отложено на неопределенный срок. Об этом рассказал «НГ» информированный источник в Госдуме. Он же пояснил, что подобный шаг сделан депутатами по рекомендации администрации президента.
Официальные лица из думского комитета по делам Федерации и местному самоуправлению отказываются называть даже примерную дату рассмотрения документа. Отсрочка выглядит странной – кабинет министров внес проект не по своей прихоти, а в соответствии с одним из президентских указов от 7 мая. Тогда Владимир Путин разом изложил в полудесятке нормативных актов большую часть своих предвыборных обещаний, разбросанных по семи газетным статьям.
В указе о совершенствовании системы госуправления правительству было дано жесткое поручение: до 1 сентября обязательно внести в Думу закон о расширении перечня выборных должностей на местном уровне. И оно справилось с задачей – в основном благодаря теперь уже бывшему главе Минрегионразвития, а до этого многолетнему руководителю кремлевского Управления внутренней политики Олегу Говоруну.
31 августа депутаты увидели текст документа, где, кстати, кроме обязательности избрания мэров была записана возможность граждан голосовать за главного муниципального финансового контролера. Однако работа над законопроектом так и не пошла. Правда, до конца октября вокруг него происходили некие шевеления. В частности, из регионов поступали заключения о полной поддержке концепции. Последнее одобрение из Вологодской области пришло через пару дней после того, как Совет ГД официально принял решение отложить первое чтение на неопределенное время.
Министерство Олега Говоруна по распоряжению тогдашнего первого замглавы президентской администрации Владислава Суркова написало очень хитрый закон, поделился с «НГ» информацией осведомленный источник в Госдуме: «Администрация главы государства сейчас просто не знает, что делать с этим законом. Путин всего лишь требовал расширить перечень выборных муниципальных должностей, а документом жестко вводится обязательная выборность мэров». По мнению собеседника «НГ», Сурков – случайно или намеренно – создал своим наследникам в администрации большую проблему. Она заключается в том, что у партии власти и ее кураторов просто не хватит сил выигрывать все подряд муниципальные выборы в регионах.
Другой собеседник «НГ» подчеркнул, что в Кремле нашли оправдание задержке – правительство, мол, направило в ГД закон без окончательного согласования, и теперь необходимо кардинально пересмотреть его концепцию. И что вроде бы уже решено, в какую сторону пересмотр должен пойти: количество мэрских выборов должно быть уменьшено до минимально возможного.
В идеале, судя по всему, избираться будут главы пары-тройки самых крупных городов. «Однако до сих пор непонятно, какие критерии должны быть применены. Как, например, объяснить людям, что в их городе, где 300 тысяч жителей, мэра избирать нельзя, а в соседнем, где 350 тысяч, – можно», – подчеркнул источник «НГ».
Кроме того, по данным «НГ», узнав об изменении позиции Кремля, тревогу наконец высказали и губернаторы. Они обеспокоены тем, что если в регионе окажутся сплошь избранные народом местные руководители, то с ними придется делиться настоящими финансовыми ресурсами, а не крохами, которые сбрасываются муниципалам. «Губернаторам придется постоянно конфликтовать с мэрами городов – по отдельности либо со всеми вместе – за этот совсем не безграничный ресурс. Так что лучше, считают они, поделиться всего с двумя-тремя конкурентами», – сказал еще один собеседник «НГ», знающий, в каких заботах пребывают кремлевские эксперты в связи с остановленным законопроектом.
Депутат Вячеслав Тимченко (в центре) уверен, что закон о выборах мэров дает муниципиям высокую степень автономии. Фото ИТАР-ТАСС |
Любопытно, что выборность мэров – часть программы народных инициатив Общероссийского народного фронта (ОНФ). Как и многие другие популярные идеи фронта, президент поместил ее в свои «указы 7 мая». И кремлевские чиновники, которые курировали фронтовиков, тогда, похоже, не догадывались, какие мины сами под себя закладывают.
Кстати, многие «народные» инициативы, даже повторенные в указах Путина, потихоньку дезавуируются. Например, процедура голосования через Интернет за нужный людям закон – когда 100 тыс. голосов достаточно, чтобы парламент принял его к рассмотрению. Законопроект так и не появился.
Глава Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин отмечает непреходящее желание горожан избирать исполнительную власть: «Введение выборов губернаторов произошло по той же причине».
В прямых выборах мэров, подчеркивает доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права Высшей школы экономики Илья Шаблинский, не заинтересованы прежде всего губернаторы: «Сейчас многим из них удобно, когда руководители городов – в том числе крупных – зависимы от них. Когда местные руководители не являются избранными мэрами». Эксперт напоминает, что процесс ликвидации выборности мэров был запущен лет пять назад именно региональной бюрократией: «Тогда выборы были поддержаны в Кремле. В 2006 году Путин на совещании с главами местного самоуправления предложил регионам самим решать, кого они предпочитают: выборных мэров или сити-менеджеров, назначаемых городским собранием. И дал понять, что сити-менеджеры эффективнее. К 2011 году были отменены прямые выборы мэров в сотнях городов».
Перелом в отношении властей к проблеме, считает собеседник «НГ», произошел после массового митинга на Болотной площади в декабре прошлого года: «С тех пор тенденция послаблений набирала ход. И теперь она прервалась. Застрявший в Думе законопроект дает дополнительную гарантию для прямых выборов, и она, конечно, не помешала бы».
Решает ли проект проблему несамостоятельности муниципий? При внесении его депутат Госдумы Вячеслав Тимченко утверждал в одном из интервью: «Законопроект сохраняет за местным самоуправлением высокую степень автономии». С этим тезисом не согласен Андрей Бузин: «Проблема – в распоряжении ресурсами, на которых стоит местное самоуправление. Чем больше у местных властей будет возможности распоряжаться землей, зданиями, производственными мощностями, налогами, тем большую роль будут играть выборы мэров». Можно выбирать абсолютно все должности в регионах, замечает собеседник «НГ», «но если у местных властей все ресурсы будут отнимать, потом делить, а потом частично возвращать – это не даст возможности управлять территорией».
Между тем, как стало известно «НГ», в Думе завис еще один знаковый законопроект, внесенный Медведевым в начале года, – поправки в закон о выборах депутатов ГД. По словам Андрея Бузина, проблема в том, что документ предполагает фактически возврат к одномандатным округам: «С приходом новой администрации власти засомневались, выгоден ли им возврат к такого рода широкому представительству». Переход на полностью пропорциональную систему, напомнил эксперт, произошел в 2005 году – с целью усиления управляемости регионов: «Губернаторы имели слишком большой вес. А сейчас власти решили сдать обратно. Но, пока время терпит, не хотят форсировать события». Если бы этот проект вносил Путин, заметил собеседник «НГ», он прошел бы со свистом, но «документ внес Медведев, и поэтому он повис». От законопроекта, указывают эксперты, дистанцируется и «Единая Россия», сначала поддержавшая документ.
Отказ от важных законодательных инициатив, продемонстрировавших высокую степень обеспокоенности власти по поводу массовых протестных акций, происходит на фоне вброса в публичное пространство скандальных историй с коррупцией, отставками, любовными историями чиновников и интригами относительно будущих перемен в правительстве.