Сергей Степашин настаивает на усилении прокурорского надзора.
Фото РИА Новости
Вчера на заседании Ассоциации юристов России (АЮР) глава Счетной палаты (СП) Сергей Степашин решительно поддержал идею усиления надзорных функций Генпрокуратуры в проекте единого Следственного комитета России (ЕСКР), который готовится к обсуждению в Госдуме. Озабоченность по поводу создания силового суперведомства проявляют и другие инстанции, которым предстоит лишиться части своих полномочий. Эксперты считают недопустимым нарушение баланса в вопросе защиты прав человека.
Сергей Степашин уверен: при создании ЕСКР следует «резко усилить прокурорский надзор». «Баланс должен быть», – добавил глава СП. На вчерашнем заседании он подтвердил, что Ассоциация юристов России в ближайшее время подготовит предложения и замечания к проекту, после чего представит документ в Совет безопасности, с которым у него есть договоренность о координации работы. Степашин заявил о намерении создать специальную рабочую группу по этому вопросу. И поручил возглавить ее члену Совета Федерации, зампреду комитета по конституционному законодательству Алексею Александрову. Заместителем его станет другой член АЮР – представитель правительства в трех высших судах России Михаил Барщевский. В беседе с «НГ» он сообщил, что речь идет о восстановлении некоторых надзорных функций прокуратуры: «Любое чрезмерное усиление силовых ведомств таит в себе опасность. Поэтому некоторые функции прокуратуры должны быть восстановлены».
Между тем законопроект о ЕСКР вызывает все больше вопросов у глав ведомств, которые должны передать в новую структуру своих следователей. К примеру, глава Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов в субботнем интервью «Эху Москвы» напомнил об успехах своих сотрудников. Он рассказал, сколько дел с требованием конфискации имущества передают в суд его следователи. В подтексте читалось: без всякого лишнего посредничества.
Как сообщил «НГ» депутат Госдумы Дмитрий Горовцов, спорный законопроект о создании ЕСКР будет внесен скорее всего Советом Федерации. Поступи он на Охотный Ряд от президента или правительства, его судьба была бы решена довольно быстро. Но нынешнему документу предстоит долгое и конфликтное обсуждение. «Недовольны все, – говорит Горовцов, – и Минфин, не знающий, где найти 100 миллиардов рублей на проект, и МВД, и ФСКН, и Генпрокуратура».
Александра Бастрыкина ждет долгое обсуждение законопроекта о ЕСКР. Фото РИА Новости |
Корень межведомственных противоречий – в несовершенстве законодательства. И нынешнего, и будущего, уверяют эксперты. Один из авторов законопроекта о ЕСКР, экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков, сетует, что при утверждении документа не прошла важная поправка, подготовленная им вместе с депутатом Александром Хинштейном: «В проекте записано: ЕСКР – это орган власти. Какой власти? Непонятно. Это была задумка Александра Бастрыкина. Его ведомство становится таким образом над всеми остальными структурами, которые могут по своему усмотрению делиться на исполнительную, законодательную, судебную ветви власти... Это умышленный ляп в законе. Впрочем, если он умышленный – то уже и не ляп, а умысел с целью ввести в заблуждение и власти, и общество».
Между тем и в нынешнем законе о Следственном комитете написано («Общие положения», ст. 1): «СК РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства».
А ст. 3 «Положения» указывает: «Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент Российской Федерации». Таким образом, уже сегодня СК может со спокойной совестью отфутболить любую претензию, к примеру, Генпрокуратуры: обращайтесь, мол, к нашему начальнику – Владимиру Путину.
Заметим, что на проверку того или иного дела прокурорам дано по закону всего 24 часа – чтобы опротестовать обвинение. По сравнению с четкостью и определенностью закона о СКР аналогичный документ «О прокуратуре РФ» страдает пагубной размытостью. Там сказано лишь, что «прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов...». Именно поэтому СК отвергает все претензии ГП относительно надзора за деятельностью следователей – ведь получается, что прокуроры могут заниматься только исполнением законов.
Гудков и Хинштейн хотели прописать в проекте, что ЕСКР – орган исполнительной власти. Поправка была отвергнута.
Таким образом, прикрываясь нормами закона, прокуратуру сегодня эффективно отрезают от контроля над силовыми ведомствами. Хотя ее предназначение – именно такой контроль. Принимая быстрые решения в отношении крупных силовых структур, власти мало задумываются о чистоте подобных решений. Между тем современное государство делает упор именно на чистоту процедуры. Потому что только в этом случае у граждан возникает доверие к решению, которое воспринимается как справедливое. При нарушении процедуры в обществе зреет убеждение, что следствие «клепает» дела и сроки, штампует обвинения, которые не выдерживают критики.