У Соловецкого камня вчера почтили память жертв сталинских репрессий.
Фото Ридус
Сегодня в России продолжаются акции памяти жертв политических репрессий. Траурную дату суды отмечают по-своему. Вчера в рамках «болотного дела» были почти на полгода продлены аресты слепнущему в СИЗО активисту Владимиру Акименкову и студенту Ярославу Белоусову. Правоохранители и фигуранты «болотного дела» выдвигают друг другу взаимные претензии. Денис Луцкевич требует привлечь к ответственности оболгавших его полицейских, а МВД выдвигает финансовый иск Максиму Лузянину. На этом фоне националисты «Русского марша» готовятся потребовать отставки Владимира Путина.
Вчера Басманный суд Москвы продлил до 6 марта арест стремительно теряющего зрение в СИЗО Владимира Акименкова. В ходе заседания адвокат Дмитрий Аграновский обратил внимание судьи на то, что против Акименкова нет никаких показаний. Сейчас обвиняемый находится в камере тюремной больницы, куда, по его словам, не поступает солнечный свет, что вредно и для здоровых глаз. Владимир Акименков заявил вчера, что уже не может не только читать, но даже подметать камеру. Однако на судью Басманного суда его просьба впечатления не произвела – ведь основанием для изменения меры пресечения является только полная слепота. По решению того же суда продлен срок ареста студенту МГУ им. Ломоносова Ярославу Белоусову, на попечении которого – жена и годовалый ребенок. Другой фигурант «болотного дела» Денис Луцкевич вчера потребовал привлечь к уголовной ответственности сотрудников ОМОНа, обвинив их в заведомо ложном доносе. Официальный представитель правозащитной организации «Агора» Дмитрий Колбасин пояснил «НГ»: заявления Луцкевича основаны в том числе и на интервью, в котором сержант полиции Алексей Троерин однозначно заявил, что не помнит нападавших на него. Ранее показания Троерина, в которых он весьма точно описал человека, сорвавшего с него шлем, легли в основу обвинения против Луцкевича, подчеркнул Колбасин. Он добавил, что вскоре после беспорядков на Болотной полицейский получил служебную квартиру от МВД. Напомним – все СМИ обошла фотография окровавленной спины Дениса Луцкевича, а за невиновность бывшего морпеха поручились в Союзе военных моряков. Вчера же прошло предварительное слушание по делу Максима Лузянина – едва ли не единственного фигуранта дела, по которому следствие располагает видеозаписью его потасовки с полицией. Обвиняемый, отметим, практически сразу признал свою вину, а его адвокат Сергей Шушпанов попросил суд провести слушание в закрытом режиме. Вчера ему в этом было отказано. Открытый процесс начнется 9 ноября. Вчера стало известно, что МВД выставило Лузянину счет. «Подали гражданский иск на 40 тысяч рублей – за якобы испорченные Лузяниным каски и бронежилеты», – рассказал журналистам защитник.
Напомним, что Лузянина, как и ряд других арестантов, обвиняют по части 2 статьи 212 УК РФ (массовые беспорядки) и части 1 статьи 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти).
Адвокаты подмечают, что процесс идет в обвинительном ключе. А наблюдатели проводят параллель с делом о беспорядках на Манежной площади, фигуранты которого получили за аналогичные преступления вроде бросания металлического забора до 5,5 года лишения свободы. Вчера, кстати, Мосгорсуд смягчил приговор двум участникам дела о беспорядках на Манежной площади – Виталию Васину и Николаю Двойнякову. Реальный срок Двойнякову был заменен на ограничение свободы и уменьшен на один месяц, а условный срок Васину сокращен на три месяца.
Вчера память жертв политических репрессий почтили у Соловецкого камня на Лубянке – перед зданием ФСБ. Участники акции посетовали в беседе с «НГ», что годы идут, однако люди по-прежнему продолжают сидеть за свое несогласие с властью. 83-летняя Идея Фомичева поведала корреспонденту «НГ» о том, что как сейчас помнит 1935 год – тогда после первомайской демонстрации за «антисоветскую деятельность» арестовали ее отца Николая: «В 1937 году его расстреляли».
Между тем на 4 ноября запланирован в Москве «Русский марш», где националисты готовятся потребовать отставки президента.