Михаил Федотов определится со списком кандидатов в совет к началу октября.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера на официальном сайте Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) открылся раздел для подачи анкет-заявок в члены совета. Правозащитники смогут отправить на интернет-ресурс анкету в течение 30 дней. 1 сентября стартует общественное обсуждение кандидатур. Тем не менее выбирать победителей будет лично глава совета Михаил Федотов. Список наиболее удачных претендентов глава совета намерен представить президенту в начале октября.
Требования к претендентам в совет жесткие. К примеру, правозащитникам-одиночкам в совете места нет. Там ждут лишь представителей организаций, причем с заранее обозначенной сферой деятельности. Вариантов всего два – либо «защита прав человека», либо «развитие гражданского общества». Срок деятельности организации должен быть не менее пяти лет. Кандидат в анкете должен указать список правозащитных проектов, в которых он участвовал в 2009–2011 годах. Как пояснила «НГ» председатель Независимого экспертно-правового совета Мара Полякова, это делается для того, чтобы заранее отсеять случайных людей и провокаторов: «Круг серьезных правозащитников довольно узок, и все мы друг друга знаем».
Глава совета Михаил Федотов, в свою очередь, объяснил «НГ»: помимо оговоренного на сайте списка право выдвигать свои кандидатуры получат действующие члены совета, уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин и «уполномоченные» на местах.
Напомним, за последние полгода совет покинули 13 членов. И Михаил Федотов сформировал новый список кандидатов, туда хотели включить правозащитников Валерия Борщева, Андрея Юрина, Эллу Полякову, Александра Верховского, журналиста Леонида Никитинского, судью в отставке Сергея Пашина. Однако, как сообщалось, в администрации президента такой способ подбора кандидатур сочли неприемлемым и предложили провести комплектацию совета путем открытых общественных процедур.
Предполагалось, что 1 сентября члены совета передадут президенту список из 39 победителей голосования – по три человека на место. Владимир Путин выберет 13 из них. Подобное решение вызвало шквал возмущения среди правозащитников – доверить судьбу СПЧ случайным интернет-пользователям многие из них не были готовы. Покинуть совет пригрозили еще несколько человек. И окончательный способ комплектации совета претерпел некоторые изменения.
В частности, Михаил Федотов в беседе с «НГ» подчеркнул: «С 1 сентября на нашем сайте начнется не голосование по предложенным кандидатурам, а именно консультация. И когда я буду готовить предложение к президенту, я ему представлю весь спектр мнений – мнение рабочих групп совета, результаты общественных консультаций в Интернете и свою собственную позицию – как председателя совета. Окончательный список, в котором должно быть минимум 39 кандидатур, буду формировать я, а окончательное решение будет принимать Владимир Путин».
Всего, по словам Федотова, ожидается несколько сотен заявок. Около 100 писем от желающих войти в состав совета пришло к нему на электронную почту фальстартом, то есть до 15 июля. Рассмотрены они не были и не будут, ведь «процедура одна для всех».
Некоторые общественные организации уже признались, что направили в совет свои заявки по новым правилам. В частности, на места в этом совещательном органе при президенте претендуют националисты, группа членов Общественной палаты, глава уральского фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман, профсоюзы и защитники прав автомобилистов.
Отдельные члены совета не слишком довольны новым способом отбора будущих коллег. Так, источник «НГ» в этой структуре объяснил: «Если уж говорить о введении нового способа формирования совета, то, по идее, весь его состав должен формироваться заново. И все должны быть назначены по одним и тем же правилам. Я себя в этом совете не вижу – упаси бог, никогда я не буду никаких анкет подавать и не буду ни в каких интернет-конкурсах участвовать. Самовыдвижение – это совершенно недопустимый для формирования совета способ. На самом деле там уже давно предложили себя люди, которые в конце анкеты пишут: «Я могу много пользы принести, хотя я был судим, но это не важно».
Еще один действующий член совета, судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова в беседе «НГ» заметила: «Пока не отменено действующее положение о совете, процедура назначения его членов не может стать иной».