Представители латышских националистов из организации Visu Latvijai выступили на днях с предложением о продлении сбора подписей для проведения референдума о внесении поправок в конституцию страны о полном переходе на латышский язык в публичных школах. Практически это будет означать введение в школах национальных меньшинств обязательного обучения на латышском языке сразу с первого класса и отмену образования на руском языке за государственный счет. Это и предполагает по латвийскому законодательству изменение статьи 112 Конституции. Формально это предложение объясняется необходимостью лучшей интеграции русскоязычных детей в латвийское общество. Конечно, следствием такого решения станет существенное уменьшение роли русского языка в Латвии. Пока же в установленные сроки латышским националистам требуемого по закону количества подписей собрать не удалось
Президентская комиссия по госязыку, как сообщает портал delfi.lv, уже обсудила эту инициативу. Благом от нее, по мнению членов комиссии, стало бы улучшение показателей владения латышским языком, а также единая и более дешевая система обучения госязыку. В свою очередь, недостатком является то, что представители нацменьшинств, выступая за право своих детей на обучение на родном языке, могут обратиться в европейские правозащитные организации, и тогда можно ждать суровых жалоб на Латвию.
Однако латышские националисты не учитывают одного важного обстоятельства. Дело в том, что сегодня, как пишет влиятельная рижская газета Diena, без знания русского языка на латвийском рынке труда практически не обойтись. Более того, специалисты по отбору персонала отмечают, что незнание русского языка – камень преткновения для многих жителей Латвии, преимущественно в городах, которые не могут найти работу. На вопрос, насколько велика роль русского языка на рынке труда, старший консультант рижского консультационного агентства CVO Recriutment&Simplika, по данным портала, отметила: «Очень большая».
По словам эксперта, русский и иногда английский языки обязательны в сфере обслуживания для того, чтобы обеспечить ее необходимое качество. Знания русского языка также требуют и от специалистов, которые напрямую с клиентами не работают. Русскоязычный бизнес охватывает сегодня практически все сферы латвийской экономики. Журнал «Стратегия России» отмечает, что разделение сфер влияния между латышами и русскоговорящими состоит в следующем. Латыши преимущественно заняты в госструктурах или бизнесе, работающем на госзаказах, в то время как русскоговорящие сконцентрированы в реальном предпринимательстве. При этом экономика Латвии сегодня и живет-то в основном за счет транзита в ту же Россию и другие государства СНГ и за счет туризма, в котором превалируют туристы из России. Кстати, по данным статистики, средний турист тратит в Латвии 531 евро, причем жители России оставляют в Латвии больше других – 1277 евро на человека. Не случайно, что в Латвии уже не первый год действует госпрограмма по увеличению эмиграции из России за счет предоставления вида на жительство при условии приобретения недвижимости или открытия бизнеса.
В Латвии, в том числе в правительственных структурах, многие понимают, что как страна она сможет успешно развиваться лишь при условии налаживания политических и экономических контактов с Россией. В России, отмечает рижская газета «Телеграф», есть обширные рынки сбыта латвийской продукции, которая не выдерживает жесткой конкуренции в Европе. Это продукция сельского хозяйства и легкой промышленности, рыба, а также услуги туризма в привычной россиянам культурной среде.
Европа пока не рассматривает Латвию ни в качестве производителя, ни в качестве рынка сбыта, что связано с массовым оттоком молодежи, которая выступает как производителем, так и потребителем продукции. Поэтому большая часть экспертов в качестве основного ориентира для развития страны и бизнеса (прежде всего русскоязычного) видит Россию (иногда триаду Россия – Белоруссия – Украина). А для этого необходимо знание русского языка.
Но сегодня русским языком не владеют две категории жителей: латышские иммигранты и молодые люди, которые учились в школе уже после восстановления независимости, когда русский язык не был обязательным предметом в школьной программе. В пылу борьбы с русским языком, отмечает «Телеграф», «наши политики-патриоты добились парадоксального результата. Сегодня выпускники русских школ Латвии более или менее нормально владеют тремя языками. Чего нельзя сказать о детях коренной национальности».
Поэтому поиски работы вынуждают латвийскую молодежь эмигрировать за пределы страны. Так, по данным экспертов, эмиграция в Великобританию в 2010 году увеличилась на 36%. В 2011 году многие жители Латвии, считает профессор Латвийского университета Михаил Хазан, могут уехать в Германию, которая планирует открыть свой рынок труда для иностранной рабочей силы. Надо отметить, что за последние 20 лет коренное население Латвии и так резко сократилось (низкая рождаемость, высокая эмиграция). Статистика говорит о том, что в 2010 году в Латвии теоретически проживали только 1 338 682 латыша и 621 766 русских. Если дело пойдет такими темпами, то скоро в Латвии латышей может не остаться – они все переедут в другие страны ЕС.