В конце июля появились доклады, подготовленные секретариатами двух ведущих женевских международных организаций, – «Доклад о мировых инвестициях, 2010 год» Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и «Доклад о мировой торговле-2010» Всемирной торговой организации (ВТО).
В них содержится подробный анализ современной ситуации с инвестициями и торговлей, а также конкретные рекомендации международному сообществу в этих сферах. Особое внимание уделено инвестициям в низкоуглеродную экономику и торговле сырьем, что представляет несомненный интерес с точки зрения российской внешнеэкономической политики и помогает глубже понять наши проблемы в глобальном контексте.
Доклад ЮНКТАД всесторонне освещает различные аспекты прямых иностранных инвестиций (ПИИ), приток и отток которых волновал российских экономистов и политиков всегда, но особенно в последние кризисные годы.
По данным ЮНКТАД, глобальный приток ПИИ, составлявший в 2007 году 2100 млрд. долл., сократился вследствие кризиса до 1771 млрд. долл. в 2008 году и до 1114 млрд. долл. в прошлом году. Правда, к концу 2009 года сокращение притока ПИИ в целом по миру заметно замедлилось, а в первой половине текущего года даже появились признаки его роста, главным образом за счет стран Азии. Это дало основание экспертам ЮНКТАД смотреть в ближайшее будущее «с осторожным оптимизмом». В частности, по их прогнозу, в 2010 году глобальный приток ПИИ достигнет (в млрд. долл.) 1200, в 2011 году – 1300–1500 и в 2012 году – 1600–2000.
Хотя мировой финансово-экономический кризис привел к падению притока инвестиций во все регионы и страны, масштабы этого падения были весьма различны. Об этом наглядно свидетельствуют приведенные в докладе данные о притоке ПИИ в 2009 году по группам стран и отдельным государствам (в млрд. долл., в скобках – процент сокращения по сравнению с 2008 годом): развитые страны – 566 (44), в том числе США – 130 (60), Канада – 19 (65), Япония – 12 (50), страны ЕС – 362 (33); развивающиеся страны – 478 (24), в том числе Китай (без Гонконга) – 95 (12), Индия – 35 (13); страны с переходной экономикой – 70 (43), в том числе Россия – 39 (48), Казахстан – 13 (20), Украина – 5 (56), Белоруссия – 1,8 (14).
Примечательно, что сокращение прямых иностранных инвестиций в мире происходило, несмотря на продолжавшийся процесс либерализации национальных режимов для ввоза иностранного капитала. Однако, как отмечается в докладе, этот процесс претерпел в период кризиса существенные изменения. Если до кризиса наблюдался многолетний поступательный процесс либерализации и поощрения иностранных инвестиций, то кризис заставил многие страны усилить внимание к ограничительным и регулирующим мерам. «Либерализуй, но регулируй» – так авторы доклада назвали новый подход правительств к иностранным инвестициям.
В результате на либерализацию и поощрение инвестиций было направлено менее 70% новых мер, официально объявленных в 2009 году всеми странами. Соответственно доля ограничительных мер превысила 30% и была самой высокой с 1992 года, когда подобная статистика впервые стала вводиться в базу данных ЮНКТАД.
Среди введенных в 2009 году ограничительных мер авторы доклада выделили ужесточение условий отбора иностранных инвесторов по соображениям национальной безопасности (Германия и Канада), повышение требований в отношении национального компонента (Алжир и Казахстан) и случаи национализации и экспроприации иностранных капиталовложений в некоторых странах Латинской Америки.
В докладе отмечается, что стремление сочетать дальнейшую либерализацию притока ПИИ с их более тщательным регулированием является непростой задачей для правительств и международных организаций, которые не должны допустить «сползания» к протекционизму под предлогом борьбы с последствиями кризиса.
Кроме того, после кризиса перед инвестиционной политикой встанут новые сложные задачи. В частности, предстоит уделять внимание взаимной увязке формирующейся послекризисной международной финансовой системы и международной инвестиционной системы, поскольку они обе призваны регулировать трансграничные потоки краткосрочных и долгосрочных капиталов.
По мнению авторов доклада, необходимо выработать оптимальный баланс между привлечением инвестиций и их регулированием в целях более полного учета конкретных социально-экономических задач принимающих стран и специфики их развития.
В докладе говорится, что ЮНКТАД с ее универсальным членским составом и мандатом, объединяющим в себе исследовательскую работу и оказание консультативной помощи по вопросам экономической политики, может сыграть важную роль, облегчая правительствам разработку и внедрение эффективных инвестиционных режимов.
Специальный раздел доклада посвящен инвестициям в низкоуглеродную экономику, проблеме, актуальной и для России. Как отмечается в докладе, путем привлечения транснациональных корпораций и стратегического использования прямых иностранных инвестиций развивающиеся страны и страны с переходной экономикой смогут быстрее перейти к экономическому развитию на базе низкоуглеродных технологий, например, разработав национальные программы по поощрению экологически чистых инвестиций.
Авторы доклада предостерегают и от возможных отрицательных последствий переноса некоторыми ТНК своих предприятий, выбрасывающих парниковые газы, в страны с менее строгими природоохранительными нормами. Такая практика подрывает международные усилия по сокращению выбросов и может вызвать ответные меры протекционистского характера, к примеру, введение тарифов на содержание углерода в импортируемых товарах.
По мнению ЮНКТАД, вместо того чтобы пытаться решать эту проблему с помощью контроля на таможенных границах, правительствам стоило бы добиваться более строгого международного режима в отношении отчетности и мониторинга по экологическим аспектам деятельности ТНК.
В заключительной части доклада ЮНКТАД выдвинула идею «Глобального партнерства в содействии инвестициям в низкоуглеродные технологии». Такое партнерство включало бы следующие инициативы: разработку стратегий по поощрению экологически чистых инвестиций, создание условий для распространения экологически чистых технологий, обеспечение вклада международных инвестиционных соглашений в борьбу с изменением климата, унификацию норм по раскрытию компаниями информации о выбросах парниковых газов, создание международного центра технической помощи в области низкоуглеродных технологий.
Содержащиеся в докладе выводы и рекомендации будут обсуждаться странами – членами ЮНКТАД на очередной сессии, которая запланирована на третью неделю сентября текущего года.
Женева