Борис Грызлов решил заняться внешней политикой.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
К 12 апреля, ко времени визита Дмитрия Медведева в США на саммит по вопросам нераспространения ядерного оружия, лидеры США и России должны подписать новый Договор по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) взамен старого, истекшего в декабре прошлого года. Однако во вторник, 16 марта, спикер Государственной Думы Борис Грызлов неожиданно в жесткой форме предупредил американцев: депутаты не ратифицируют документ, «если он не будет взаимосвязан с вопросом о противоракетной обороне». Заявление прозвучало на фоне заверений президента об успешном продолжении переговоров по заключению этого соглашения. Эксперты «НГ» отмечают любопытный политический аспект случившегося на Охотном Ряду.
Спикер Госдумы Борис Грызлов на встрече с председателем Народного собрания Болгарии Цецкой Цачевой на днях заявил: «Депутаты Государственной Думы участвуют в подготовке соглашения СНВ-2, и мы не ратифицируем его, если в нем не будут учтены вопросы взаимосвязи СНВ и ПРО». Грызлов подчеркнул: вопрос о возможном размещении на территории Болгарии систем американской ПРО для России «носит особо чувствительный характер».
Заметим: глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев сделал аналогичное заявление: Дума не ратифицирует договор без увязки с регулированием систем ПРО: «В какой форме эта увязка будет прописана в договоре, это нам еще предстоит увидеть. Но очевидно, что без нее договор не имеет никаких шансов на то, чтобы быть ратифицированным Госдумой». А неделю назад и глава МИДа Сергей Лавров сообщил, что в готовящемся Договоре по СНВ в юридически обязывающей форме будет зафиксирована взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями: «Проблематика ПРО, несомненно, будет отражена в этом документе». «В июле прошлого года в ходе переговоров в Москве они (президенты двух стран. – «НГ») это подтвердили, уже давая указания переговорщикам, которые будут готовить договор», – сказал тогда Лавров.
Американская сторона не пропустила мимо ушей выступления руководителя российского МИДа. Госсекретарь США Хиллари Клинтон в интервью журналу New Times пояснила – в Вашингтоне считают неуместным увязывать ПРО и новый Договор по СНВ: «Нам представляется, что лучший способ двигаться вперед – рассматривать каждый вопрос по отдельности».
Заявление Грызлова явно диссонирует с последними высказываниями на эту тему президента Дмитрия Медведева. Напомним лишь некоторые из них: «Без решения таких проблем, как ПРО и создание потенциала СНВ в неядерном оснащении, добиться реального прогресса в деле ядерного разоружения невозможно... Рассчитываю, что работа над новым договором будет в полной мере учитывать соответствующие положения одобренного мной и президентом США совместного документа на нашей московской встрече», – говорил глава государства в сентябре прошлого года.
13 марта Барак Обама и Дмитрий Медведев «выразили удовлетворение высоким уровнем согласия по поводу базовых положений договора», как сообщила после телефонной беседы двух президентов пресс-служба Кремля. «Оба руководителя намерены заключить соглашение в ближайшее время», – сказал тогда и представитель Совета национальной безопасности США. Уже сегодня Хиллари Клинтон в Москве обсудит детали соглашения с Сергеем Лавровым.
Напомним: новый договор, как записано в «Совместном понимании по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений», предполагает сокращение количества носителей у США и России до 500–1100 единиц, а боеголовок – до 1500–1675 единиц. Есть неофициальные сообщения, что переговорщики уточнили эти показатели – 700 развернутых ракет плюс 100 на складах и 1550 боеголовок на боевом дежурстве. Но главная проблема в том, что американцы категорически не хотят включать в текст документа связь между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, то есть с системой глобальной и/или тактической ПРО.
То, что они сегодня разворачивают в Европе, – ПРО ТВД, ничем в принципе не угрожает России. Но те специалисты, кто сегодня ставит условия США, опасаются, что американцы после ратификации СНВ опять могут вернуться к стратегической ПРО, которую они собирались разместить в Польше. И поэтому хотят гарантировать Москву от неприятных сюрпризов. Иначе количество ракет, которое стоит в России на боевом дежурстве, должно быть больше, чтобы они смогли преодолеть глобальную систему ПРО, которую могут создавать американцы.
5 декабря, когда заканчивался срок действия СНВ-1 и надо было заключать новый, Россия его не подписала, потому что американская сторона не соглашалась уступить. Не был договор подписан и к 10 декабря, когда Обаме очень важно было до получения Нобелевской премии мира показать, что ему ее вручают не задаром. По нашим сведениям, именно Владимир Путин настоял тогда на том, чтобы Россия не подписывала этот договор без американских уступок российской стороне. Премьеру якобы было важно продемонстрировать партнерам отечественную твердость в отстаивании национальных интересов. Но США на уступки не пошли. Вместо этого они сделали длинную паузу. Показав: нам, мол, теперь не важно, к какому сроку подписывать.
Однако сегодня появился второй «момент истины» – международные конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия. Будет странно, если на апрельской и майской международных конференциях Обама и Медведев станут призывать другие страны не обзаводиться ядерным оружием или сокращать его, а две ведущие страны, обладающие огромным ядерным потенциалом, не смогут договориться по этому поводу между собой. И опять начинается давление. И не только по поводу связи между ПРО и СНВ. Нет согласия и по другим проблемам. Переговорщики со стороны США настаивают на подписании документа без связи с ПРО, иначе его не ратифицирует Конгресс. А Дума грозит тем же, если в документе не будет такой юридически обязывающей связки.
Барак Обама понимает, что стоит за выпадом Бориса Грызлова. Фото Reuters |
Возможно, заявление Грызлова предваряет отказ Думы от ратификации – с тем, чтобы потом свалить вину на американцев, которые-де сами сорвали важное мероприятие. Будет виноват косвенно и Дмитрий Медведев, якобы проявивший недостаточную настойчивость на переговорах.
Заметим, однако: международная политика – сфера именно президента. Приоритеты в этой области расставлены российской Конституцией. Насколько уместной выглядит повышенная чувствительность Государственной Думы в отношении Договора по сокращению СНВ?
Директору Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексею Арбатову кажется, что «спикер Госдумы просто не разобрался в этом вопросе»: «Это очень странное заявление, ведь депутаты должны знать, что в преамбуле договора будет содержаться формула, где будет ясно сказано – взаимосвязь наступательных и оборонительных вооружений присутствует. Это одна из исходных предпосылок и для данного договора, и для последующих. Мне кажется, если он хотел на кого-то произвести впечатление, тех же американцев припугнуть, то вряд ли у него это получится. Они знают, что если договорятся с президентом и премьер-министром, то Дума проголосует так, как ей скажут руководители страны. Американцы не принимают всерьез так называемые дебаты в Госдуме. К сожалению, в последние годы было очень много примеров, когда партия власти сегодня принимала одно решение, а завтра получала указания и принимала другое. И никто особо не верит ни в России, ни за рубежом в самостоятельную позицию нашего парламента». Эксперт отказался прокомментировать предположение «НГ» о том, что выступление Грызлова согласовано с лидером его партии, однако признал, что «Владимир Путин имеет огромное влияние и на силовые структуры, и на внешнюю политику России – на ход переговоров и на перспективы его ратификации». По поводу текста договора Арбатов заметил: «Документ говорит о праве каждой стороны на выход, если сложатся обстоятельства, не совместимые с национальной безопасностью. Например, если Россия расценит развертывание американской ПРО без согласования с ней как повод для выхода из договора».
Грызлов сделал заявление, предварительно посовещавшись с тандемом, как минимум с Путиным, уверен член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко: «Таким образом премьер показывает, что у него есть деликатные дипломатические рычаги, чтобы оказывать влияние на процесс подписания или неподписания. Я думаю, что подпишут договор в любом случае. Не в первый раз идет такая игра, мол, у Думы есть какое-то особое мнение и ее нужно уговаривать».