Глава думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев обещал консультироваться с РПЦ по всем вопросам, где может возникнуть недопонимание.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Русская Православная Церковь озаботилась ратифицированной Думой «Европейской социальной хартией». И теперь «Единая Россия» намерена предварительно консультироваться с РПЦ по законопроектам. По словам единоросса Андрея Исаева, это будет делаться во избежание «недопонимания». Что и говорить, в России сложно найти избирателя, к которому «Единая Россия» относилась бы так же внимательно, как к избирателю в рясе.
Аналитики гадают, что такое сотрудничество даст Церкви и «Единой России». На мой взгляд, это второстепенный вопрос. Куда важнее понять, что подобная кооперация дает российскому обществу и российской демократии.
Церковь, безусловно, имеет право высказываться по любой проблеме: от полового воспитания до популярной музыки. Однако для ее высказываний абсолютно необязательно изобретать новый формат. В России едва ли найдется газета, журнал, телеканал или радиостанция, которые не дали бы слова Патриарху, если бы тот захотел это слово произнести. Более того, в России несколько лет назад была создана специальная структура, заявленная цель которой – «общественная экспертиза законопроектов». Это Общественная палата РФ. Среди ее членов немало представителей Церкви.
Если РПЦ и «Единой России» необходим особый режим консультаций, это означает, что вышеназванные механизмы гражданского общества попросту не работают. Или же Церковь ставится «над» гражданским обществом, что совершенно недопустимо.
В том, что политическая партия тесно сотрудничает с Церковью, в принципе нет ничего противоречащего демократии. Однако «Единая Россия» – не просто политическая партия. Это правящая партия, обладающая конституционным большинством в парламенте. Партия, работающая в тесной связке с правительством и тандемом Медведев–Путин. Любая законодательная инициатива «Единой России» чревата нормой для всей страны.
Речь идет о колоссальных полномочиях, делегированных «Единой России» избирателями. Тем острее необходимость понимать, кому делегируется такая власть. В светском обществе любая форма участия Церкви в политической жизни должна априори вызывать подозрение, потому что принцип светскости – важная, непреходящая ценность. Пункт о «консультациях» с Церковью, на мой взгляд, должен быть четко прописан в предвыборной программе партии и озвучен публично.
В случае с единороссами этого не было. Они шли на выборы (и выиграли их), «прилепившись» к авторитету Владимира Путина и ссылаясь на его «План», в котором ничего не говорилось об особых отношениях власти и РПЦ. Теперь же, стяжав кредит доверия, «Единая Россия», оказывается, может выстраивать любые отношения с кем угодно. Создается впечатление, что избирателя обвели вокруг пальца – при такой игре и при таких высоких ставках.
Можно парировать: российское общество доверяет РПЦ, об этом свидетельствуют данные соцопросов. Верно, доверяет. Но в чем доверяет? Что именно доверяет? Без ответа на эти вопросы «доверие» остается пустым звуком.
Идея церковного одобрения для законопроектов отбрасывает зловещую тень – тень клерикализма, клерикальной цензуры. Если этот механизм заработает, жизнь государства и общества будет поставлена в зависимость от конкретной структуры с ее корпоративными интересами, культурой, уровнем образованности, предпочтениями, комплексами и фобиями. Принесет ли это пользу российской демократии? Создаст ли условия для ее развития? Ответ кажется очевидным: не принесет и не создаст.