Немецкая радиокорпорация Deutsche Welle опубликовала на днях на своем сайте интервью со знатоком российской действительности Йенсом Хартманом, ответственным редактором газет Die Welt и Welt am Sonntag, работавшим с 1996 по 2008 год корреспондентом в Москве. В нем немецкий эксперт попытался найти объяснение неудачам российских инвесторов на немецком рынке. Не секрет, что потери таких гигантов российского бизнеса, как Мордашов, Аксененко, Дерипаска и Лебедев, в Германии просто кризисом объяснить было бы слишком просто. Они свидетельствуют, как считает Хартман, уже о явной тенденции. Можно ведь привести и другие случаи, отмечает эксперт: скажем, «Трансмашхолдинг» в свое время приобрел компанию Fahrzeugtechnik Dessau, но затем она обанкротилась, и сейчас ее перекупила одна румынская фирма. Да и «Газпром» испытывает трудности в Европе. Комиссия ЕС и европейский парламент уже предпринимают конкретные шаги, чтобы оградить европейцев от чрезмерной, по их мнению, газпромовской «опеки». Немецкие профсоюзы также считают необходимым навязать россиянам определенные условия при приобретении немецких предприятий. «Нельзя допускать, чтобы инвесторы преследовали свои краткосрочные цели, распродавая менее прибыльные части крупных немецких компаний», – считает Дирк Хиршель, экономический эксперт Объединения немецких профсоюзов (DGB). Такая опасность, по его мнению, может возникнуть, если, в частности, российской АФК «Система» удастся приобрести крупный пакет акций немецкого концерна Deutsche Telekom.
По мнению Хартмана, вся проблема в менталитете. В Германии, чтобы быть успешным, надо уметь находить компромиссы. Я не уверен, пишет он, что русские олигархи, которые очень резко и быстро разбогатели в России, имеют склонность идти на компромиссы┘ с менеджментом, с рабочими, с профсоюзами и, в частности, с политиками.
Непонимание европейского и, в частности, немецкого менталитета не только проблема российских предпринимателей, но и многих политиков. Конечно, условия бизнеса в России существенно отличаются от немецких. В России для успешного продвижения достаточно иметь контакт с руководителем того или иного региона или войти в узкий круг приближенных к политическому руководству страны. Несомненно, это чревато серьезными последствиями в случае смены элит. Но для России при отсутствии норм и правил западной демократии, связанных с постоянными изменениями политического климата и истеблишмента, беда небольшая, к тому же вполне компенсируемая относительной стабильностью властной системы. Однако в отличие от российской действительности на Западе российским предпринимателям и политикам приходится иметь дело со многими составляющими: не только с государственными лидерами или партнерами по бизнесу, но и с политическими партиями, профсоюзами, другими влиятельными общественными организациями, действительно независимыми средствами массовой информации, судами и, наконец, с избирателями.
Вторая проблема – в репутации. Как считает Хартман, у российских инвесторов не самая лучшая репутация, поэтому им труднее получить политическую поддержку в Берлине. В немецких массмедиа действительно крайне редко встретишь сугубо позитивную информацию о российском бизнесе. Крупнейшая немецкая экономическая и финансовая газета Handelsblatt, правда, печатает время от времени материалы о российских олигархах. Но в основном это либо интервью, в которых нашим боссам приходится отвечать на заранее подготовленные корреспондентами и не всегда удобные вопросы. Россияне в отличие от тех же немцев просто не понимают смысла в публикации платной или, другими словами, направленной информации о себе. Немецкие предприниматели давно научены, в том числе и горьким опытом, что им надо постоянно рассказывать о себе рядовому избирателю. Рассказывать, если упростить проблему, о том, какие они «хорошие и пушистые».
В Кремле, судя по всему, осознают подобные огрехи и пытаются компенсировать их за счет┘ бюджета. На улучшение российского имиджа в бюджете 2009 года направляется 45,92 млрд. руб. Это на 33,4% больше, чем в прошлом году. Однако главным образом бюджетные средства получают государственные средства массовой информации. По вопросу их эффективности сломано немало копий. Самое большое сомнение вызывает целевая аудитория российских государственных компаний в сфере массмедиа. Специальных исследований в этой сфере давно не проводилось. Поэтому широкой общественности они неизвестны. Трудно сказать, насколько активно немцы слушают российское радио, смотрят российское телевидение, читают сообщения ИТАР-ТАСС и РИА Новости. Зато известно, какие предпочтения у них в плане надрегиональной и локальной немецкой прессы и местного телевидения. До работы на уровне местного менталитета у россиян руки не доходят.