Грузинские военные давно наладили сотрудничество со специалистами НАТО.
Фото Reuters
По последним данным, Россия получила пока лишь устное «ОК» на свой запрос о посылке наблюдателей на натовские учения Cooperative Longbow 09/Cooperative Lancer 09, которые пройдут с 6 мая по 1 июня на территории Грузии. По этому поводу уже сломано немало дипломатических и журналистских копий. Собственно говоря, учений будет два и проходить они будут на грузинской военной базе в Вазиани под Тбилиси, на той самой, где в преддверии грузинского нападения на Южную Осетию почти год назад состоялась заключительная часть американо-грузинских учений «Достойный ответ-2008». Сам факт проведения таких учений в Грузии с участием военнослужащих, по некоторым данным, 18 стран, а по другим – 20, в том числе союзников России по Организации Договора о коллективной безопасности Армении и Казахстана, можно считать успехом западной политики или тех западных политиков, которые предпочитают видеть в России в первую очередь потенциального противника. Ведь, что бы ни говорили на Западе, формула учений предусматривает проведение именно международной миротворческой операции. Понятно, что отсутствие России в составе этих миротворческих сил как раз и предполагает по логике событий в качестве объектов миротворческих операций отколовшиеся от Грузии новые кавказские государства да и саму Россию. Этого не скрывает и глава грузинского МИДа Григол Вашадзе. По его словам, цитирует министра британское агентство Би-би-си, речь идет «о действиях сугубо демонстрационно-предупредительного характера». Адресаты подобных предупреждений известны – это Москва, Сухум и Цхинвал.
Раздражение российских политиков понятно. Для этого можно насчитать по меньшей мере три причины. Во-первых, Москве никак не удается изолировать режим Саакашвили. Проведение подобных учений однозначно является его поддержкой со стороны Запада. И что бы ни говорили представители грузинской оппозиции о готовности Запада пожертвовать Саакашвили, они все-таки далеки от истины. По всей вероятности, безоговорочный курс нынешнего грузинского лидера на полную интеграцию страны в западную военно-политическую и экономическую систему их пока полностью устраивает. Во-вторых, факт участия в натовских маневрах двух, казалось бы, самых последовательных сторонников России на территории бывшего СССР Армении и Казахстана заставляет задуматься о прочности создаваемого Москвой нового политического и военно-экономического союза в составе бывших союзных республик. И, наконец, сами учения, которые явно не способствуют снижению уровня напряженности в Кавказском регионе.
Возникает вопрос, а был ли и есть ли еще альтернативный выбор у России? На мой взгляд, такой выбор все-таки был, и он заключался в┘ непосредственном участии в этих натовских учениях. Дело в том, что Североатлантический блок предлагал в свое время Москве присоединиться к Cooperative Longbow 09/ Cooperative Lancer 09, чтобы Россия, мол, могла воочию убедиться в отсутствии антироссийской направленности учений. Я не исключаю, что в натовских штабах, пойдя на такое приглашение, заранее просчитали отрицательный ответ Москвы, поскольку хорошо разбираются в прямолинейности российской политики при решении некоторых внешнеполитических проблем и известной зашоренности самих российских политиков. Допустим, что Россия приняла подобное приглашение и направила своих военных в Тбилиси. Последствия этого шага были бы катастрофическими прежде всего для нынешнего руководства Грузии. И я даже не исключаю, что при таких обстоятельствах Грузия даже могла бы отказаться от проведения таких учений на своей территории. Ведь отпадал самый главный для грузинской стороны мотив этих учений – их антироссийская направленность. Более того, участие российских военных в планировании таких учений вполне могло бы высветить в качестве объекта миротворческой операции и┘ саму Грузию. А ведь это поставило бы с головы на ноги всю политическую составляющую Cooperative Longbow 09/ Cooperative Lancer 09. Тот факт, что россияне все-таки запросили НАТО по поводу приглашения российских наблюдателей, прозвучавшего в последний раз в выступлении официального представителя Североатлантического альянса Джеймса Аппатурая, говорит в пользу многовариантного видения ситуации экспертами со Смоленской площади. Если бы нам удалось поприсутствовать на тбилисских мероприятиях в любом качестве, без сомнения, антироссийский накал грузинской пропаганды, а следовательно, и приграничная активность грузинских военных были бы на градус ниже да и внутриполитическая ситуация в стране на порядок острее.